О недавнем. Кратко
Напомним: осенью 2010 года были введены в действие нормативные документы, кардинально изменившие военно-административное деление государства, а также принципы и структуру управления Вооруженными силами РФ. Путем укрупнения были сформированы четыре новых военных округа (ВО) и, соответственно, четыре объединенных стратегических командования (ОСК). На базе Московского и Ленинградского ВО был образован Западный ВО и ОСК «Запад» со штабом в Санкт-Петербурге. В состав ОСК «Запад» вошли также Северный и Балтийский флоты. Прежний Северо-Кавказский ВО был преобразован в Южный ВО (ОСК «Юг», штаб – в Ростове-на-Дону) с подчинением ему Черноморского флота и Каспийской флотилии. На базе Приволжско-Уральского ВО и западной части Сибирского ВО был создан Центральный военный округ (ОСК «Центр», штаб – в Екатеринбурге). Оставшаяся часть Сибирского ВО и прежнего Дальневосточного ВО образовали Восточный военный округ (ОСК «Восток», штаб – в Хабаровске), которому были подчинены Тихоокеанский флот и Камчатская флотилия.
Согласно руководящим документам Минобороны уже в декабре того же 2010 года большинство частей и соединений Вооруженных сил должны были откорректировать планы боевой подготовки на предмет их соответствия новой организационной структуре и трехзвенной системе управления войсками. Легко догадаться, что если эти указания и были выполнены, то преимущественно на бумаге, которая, как известно, терпит если не все, то очень многое. Проблем в слаживании новых структур оказалось гораздо больше, чем быстрых путей их решения, достаточно упомянуть только техническую несовместимость систем связи и управления разновидовых частей и соединений.
Заметим, что необходимым условием живучести любого организма является способность адаптироваться к изменяющимся условиям и самовосстанавливаться. Это в полной мере относится и к военному организму. Поэтому, несмотря на вопиющие просчеты руководства Минобороны, Вооруженные силы РФ пережили эту реформу, наиболее радикальную с 20-х годов минувшего века, когда Красная армия была фактически распущена, а ее воссоздание велось на основе принципиально новых для того времени структурно-организационных подходов.
Многие полагали, да и сейчас полагают, что новая структура управления Вооруженными силами была заимствована у армии США, где давно применяются крупные объединения разновидовых сил и средств на определенных направлениях, а также в регионах, представляющих стратегические или оперативные интересы. Но следует учитывать то, что в армии США подобные стратегические или оперативно-тактические группировки изначально планировались для наступательных операций; таковыми они, кстати, остаются и в настоящее время.
В отличие от США и НАТО доктринальные установки нацеливают Вооруженные силы России не на наступательные действия, а на активную оборону. Кроме того, проведенные преобразования были основаны на результатах теоретических исследований, отраженных в Концепции военного строительства, которая была разработана в середине 90-х годов. При создании Концепции учитывался, во-первых, исторический опыт – например, опыт подготовки и блистательного проведения Маньчжурской наступательной стратегической операции (1945 г.)1; во-вторых – уроки вооруженных конфликтов малой интенсивности в Афганистане (80-е годы) и в Чечне (1994-1996 гг.) и, только в-третьих, – опыт иностранных армий и уроки современных войн, в которых Россия не участвовала.
Особенно важными были привязка тогдашних военных округов к угрозоопасным стратегическим направлениям, и введение института командующих на этих направлениях, в прямое подчинение которых с началом исполнительного периода должны были входить не только разновидовые части и соединения Вооруженных сил, но и другие войсковые формирования, структуры правоохранительных органов и спецслужб2, все невоенные предприятия, организации и учреждения, независимо от их формы собственности, а также органы исполнительной власти и управления народным хозяйством. Все эти структуры в совокупности были определены как Военная организация государства, компоненты которой необходимы для ведения боевых действий в условиях военного времени.
Новаторские разработки, аккумулированные в указанной Концепции, многократно апробировались в ходе учений различного уровня. Постоянные читатели нашего журнала наверняка заметили, что в итоговых обзорах мероприятий боевой подготовки год от года просматривалось постоянное увеличение разновидовых группировок Вооруженных сил, а также подразделений, частей и соединений правоохранительных органов, войск и войсковых формирований различной ведомственной подчиненности, которые привлекались к учениям и маневрам, раз от раза усложнялись их замыслы и сценарии.
Например, в оперативно-стратегических учениях (ОСУ) «Центр-2008» участвовали объединения, соединения и части Приволжско-Уральского военного округа, 5-й армии ВВС и ПВО, Воздушно-десантных войск, медицинский отряд спецназначения, части региональных управлений погранвойск ФСБ РФ и внутренних войск МВД РФ, а также оперативные группы МВД, ФСБ, ФСИН и МЧС России. Эти учения имели пространственный размах более 1 тыс. км по фронту и около 500 км в глубину; к ним привлекалось свыше 40 тыс. военнослужащих, в том числе призванных из запаса, около 7 тыс. единиц бронетехники, свыше 50 самолетов штурмовой, истребительной, военно-транспортной и армейской авиации, вертолеты, дивизионы реактивных систем залпового огня «Град», САУ «Нона» и «Гвоздика», части и подразделения РХБЗ и инженерных войск, а также ракетное соединение.
В рамках ОСУ «Центр-2008» прошли командно-штабные учения, оперативное учение с общевойсковой армией, тактические учения бригадного и полкового звеньев, а также тактические учения по специальной тематике.
Начиная с 2007 года, к мероприятиям ОСУ стали привлекаться силы флотов и флотилий, включая части и подразделения морской пехоты и авиации. Так, в ходе учений «Берег» (2008 г.) корабли, авиация и береговые части Тихоокеанского флота отрабатывали задачи по боевому слаживанию и взаимодействию с частями погранвойск и внутренних войск МВД РФ. В проводившихся в том же году совместных учениях «Кавказ-2008» к отработке аналогичных задач привлекались части и соединения Северо-Кавказского военного округа, Воздушно-десантных войск, объединения ВВС и ПВО, силы и средства Черноморского флота и Каспийской флотилии, а также регионального погрануправления ФСБ РФ и регионального командования внутренних войск МВД РФ.
Заметим, что учения «Кавказ-2008» стали весьма своевременной и полноценной тренировкой перед реальными боевыми действиями в вооруженном конфликте малой интенсивности на территориях Южной Осетии, Абхазии и прилегающих районов Республики Грузия.
В широкомасштабных стратегических маневрах «Осень-2009»3 указанные виды учебно-боевых задач были существенно расширены и углублены. Эти маневры были, так сказать, предпоследним этапом перед переходом к новому военно-административному делению территории России и соответствующей системе управления Вооруженными силами. А последним шагом стало ОСУ «Восток-2010», проведенное в зонах ответственности еще не реорганизованного на тот период Дальневосточного ВО и Тихоокеанского флота.
Для решения учебно-боевых задач и выполнения запланированных мероприятий ОСУ «Восток-2010» были привлечены десятки тысяч военнослужащих Дальневосточного, Московского и Сибирского военных округов, сотрудников силовых структур, большая часть корабельного состава и морской пехоты Тихоокеанского флота, тысячи единиц военной, специальной и транспортной техники различного назначения, боевая и транспортная авиация, силы и средства ВВС и ПВО, других войск и войсковых формирований. Именно эти ОСУ завершили многолетнюю подготовку к началу нового этапа военного строительства в России. Их результаты подвели итоги в дискуссиях на тему готовности войск к боевым действиям в новой организационно-штатной структуре.
Место для проведения этих ОСУ было выбрано с учетом ряда причин. Еще в середине нулевых годов на Дальнем Востоке было создано так называемое региональное командование, в задачу которого входила апробация отдельных организационных и управленческих решений, которые вскоре воплотились в новые формы управления войсками. Другая причина в том, что Восток страны характеризуется наиболее широкими пространственными возможностями, ограниченно развитой инфрастуктурой и сложными природно-климатическими условиями, что в наиболее полной степени отвечает целям и задачам ОСУ.
И главное: азимуты наиболее опасных военных угроз безопасности и законным интересам России уже давно переместились с западных и южных на восточное, юго-восточное, северо-восточное и северное стратегические направления.
Главная, быстро растущая и, к сожалению, неизбежная угроза России исходит от Китая, военное могущество которого уже сейчас намного превышает оборонный потенциал нашей страны (см. табл.). Те, кто не согласен с этой точкой зрения, обычно ссылаются на превосходство России в ракетно-ядерном вооружении, но не учитывают или делают вид, что не учитывают, двух очевидных факторов.
Во-первых, Китай уже давно является ядерной державой и не первый год стремительно наращивает темпы технического совершенствования своего ядерного оружия, средств его доставки и целенаведения. И в случае необходимости или при возникновении угрозы ядерного нападения, безусловно, применит имеющиеся у него средства массового поражения, поскольку обладает фактически неисчерпаемыми людскими и мобилизационными ресурсами.
Во-вторых, нарастает дисбаланс между потребностями китайской экономики, включая увеличение численности населения4, с одной стороны, и истощением источников для покрытия этого дисбаланса, в первую очередь – природных ресурсов, с другой. Особенно нуждается Китай в территориях для расселения своих граждан, нуждается, пожалуй, как никакое другое государство современного мира. Поэтому территориальная экспансия, завоевание нового жизненного пространства являются для нашего соседа объективной и безальтернативной доминантой среди военно-политических приоритетов, что бы по этому поводу ни говорили дипломаты. И единственно возможным вариантом для расширения своих территорий являются для Китая наши Дальний Восток и Сибирь, хотя некоторые специалисты добавляют сюда и Казахстан.
Другая военная угроза России кроется в нерешенных межгосударственных противоречиях с Японией, военное могущество которой недооценивается. Например, сухопутные войска Сил самообороны Японии насчитывают 180 тыс. человек при великолепном оснащении современными видами вооружений, военной (специальной) техники, включая военно-морские силы (см. табл.). Недооценивать военную мощь японцев – значит встать на прямой путь, ведущий к повторению Русско-японской войны 1905 года.
Тяжело в учении, а на войне будет совсем тягше!
Вскоре после вступления в должность министр обороны С. Шойгу публично заявил, что военная сила по-прежнему играет одну из главных ролей в геополитике. Он подчеркнул, что в последние годы для России ясно обозначились серьезные военные угрозы, как локальные, так и более масштабные.
В складывающейся военно-политической ситуации Россия должна иметь весь арсенал средств и возможностей, которые позволят ответить на любые вызовы, в том числе на угрозу крупномасштабной войны, возможность которой сегодня очень высока.
На основании этих и аналогичных концептуальных заявлений была сформулирована особая стратегия поддержания боеспособности Вооруженных сил России, рассчитанная на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды, которая нашла отражение в новом доктринальном документе – Плане обороны государства.
Не вызывает сомнений, что содержание и ход боевой подготовки войск подверглись радикальному обновлению, основанному на указанных доктринальных подходах.
Этим летом впервые со времени распада СССР были проведены внезапные проверки боевой готовности войск. Они прошли в Западном, Южном и Центральном ВО, а также в частях и соединениях Войск воздушно-космической обороны, Ракетных войск стратегического назначения, ВВС и ВДВ. Завершающим этапом комплексных проверок стали учения войск и сил Восточного и Центрального ВО, которые начались в середине июля и продлились до конца месяца.
В сообщениях, исходящих из Минобороны, сперва указывалось, что общая численность привлеченных войск составила около 80 тыс. военнослужащих, затем – 160 тыс., а также около 1 тыс. единиц бронетехники (по другим данным – более 5 тыс.), чуть меньше 130 самолетов и вертолетов дальней, военно-транспортной, истребительной, бомбардировочной и армейской авиации, около 70 боевых кораблей и вспомогательных судов и части морской пехоты Тихоокеанского флота. Подчеркнем, что, приводя эти данные, мы намеренно ссылаемся только на официальные сообщения Минобороны и не обнародуем имеющиеся у нас сведения.
В ходе учений были совершены многокилометровые марши, отдельные части и подразделения передислоцировались на расстояния в 3 тысячи и более километров. Отдельные подразделения двух войсковых бригад были переброшены на о. Сахалин. Перевозки войск и сил проводились железнодорожным и морским транспортом, а также самолетами военно-транспортной авиации Минобороны и внутренних войск МВД России.
Впервые за два десятилетия боевые стрельбы и двухсторонние тактические учения проводились на незнакомых для воинских частей полигонах в заранее неизвестной местности, с внезапными изменениями мишенной обстановки. По официальным данным было проведено около 250 тактических и тактико-специальных учений, в том числе вблизи мест постоянной дислокации воинских частей. Также впервые учебно-боевые действия проводились не по заранее расписанному сценарию, а в условиях меняющейся оперативной обстановки и неожиданных действий условного противника. Командиры самостоятельно принимали решения, основываясь на данных разведки и анализе складывающейся ситуации. Отдельные части и соединения действовали почти автономно, не теряя при этом взаимодействия со своими «соседями» так, как это характерно для современного боя.
Отметим, что на этих учениях был забыт так называемый «аутсорсинг» – любимое детище бывшего министра Сердюкова. Все материально-техническое, медицинское и иное обеспечение войск, даже выпечка хлеба (по непроверенным данным – более 90 тонн в день), проводилось без привлечения гражданских специалистов или приближенных к Минобороны фирм и фирмочек.
баланс сил на восточном стратегическом направлении*
Военно-морские силы | Россия | США+Япония |
Атомные подводные лодки | 5 | 29 |
Дизельные подводные лодки | 7 | 19 |
Крейсеры | 1 | 12 |
Эсминцы | 1 | 64 |
Противолодочные корабли | 4 | – |
Ракетные катера | 4 | 9 |
Авианосцы | – | 6 |
Легкие авианосцы | – | 1 |
Вертолетоносцы | – | 4 |
Фрегаты | – | 21 |
Тральщики | 1 | 36 |
Десантные корабли | – | 24 |
Сухопутные войска | Россия | Китай |
Численность** | 395 тыс. | 2,3 млн |
Танки | 600 | 6000 |
БМП и БТР | 1800 | 6000 |
Орудия | 900 | 10000 |
Минометы | 300 | 10000 |
Самолеты | 330 | 1500 |
Ударные вертолеты | 30 | 1000 |
* По данным СМИ.
** Сухопутные войска Японии насчитывают 180 тыс. человек, мобилизационный ресурс – 441 тыс. человек.
Работа без фанфар и выводы без лукавства
Как и следовало ожидать, боевые стрельбы по заранее не пристрелянным мишеням показали результаты, далекие от ожидаемых, причем не в лучшую сторону. Хотя в этих результатах есть и позитивная составляющая, ведь объективные данные, сколь бы удручающими они ни были, бесспорно лучше, чем рапорты и отчеты, залакированные, как сапоги солдат Кремлевского полка. Тем более что правильные выводы сделаны: будут значительно увеличены нормы расходов боеприпасов для учебно-боевых стрельб.
Как всегда, много вопросов возникло к организации связи, особенно между разновидовыми частями и подразделениями. Не обошлось и без обычной для нашего российского менталитета неразберихи, противоречащих, а то и отменяющих друг друга приказов. Но на войне, как на войне, не так ли?
Вместе с тем, результаты проверочных мероприятий войск и сил со всей очевидностью выявили зияющие прорехи не столько в самих собственно Вооруженных силах, сколько в Военной организации государства в целом.
Например, коммерциализованные выше разумного предела гражданские аэропорты были не только не способны, но и не желали действовать как часть оборонной инфраструктуры государства. Практически на всех аэродромах, оказавшихся в зоне учений, отказались заправлять топливом самолеты военно-транспортной авиации. Вы думаете, что, как обычно, у военных не было денег? Ничего подобного! Военные финансисты заранее обеспокоились и были готовы заплатить. Но платить было не за что – необходимых мобилизационных ресурсов горюче-смазочных материалов в воздушных гаванях Дальнего Востока – как, впрочем, и в других регионах – попросту не было. А запасы Госкомрезерва не всегда могли быть задействованы из-за просчетов в логистическом планировании. На Сахалине аэродромные начальники вообще дошли до абсурда, потребовав от военных предоплату всех аэропортовых сборов. Как будто военные перевозили отпускников с бананами и авокадо!
Результаты учений и проверок с беспощадной наглядностью показали, что Россия утратила важную часть советского наследия, в том числе методы формирования и управления мобилизационными материально-техническими ресурсами, поголовный охват населения системой обучения и практического освоения навыков гражданской обороны и многое другое.
Именно этим можно объяснить решение Верховного главнокомандующего Вооруженными силами Российской Федерации, о котором он объявил на селекторном совещании с руководством Минобороны: «…на этот раз одновременно с подготовкой Вооруженных сил к учению «Запад-2013» комплексную проверку пройдут и подразделения внутренних войск МВД России, а также некоторые гражданские структуры, в том числе Минтранс и Минэнерго РФ, администрация Нижегородской области».
И далее: «Поручаю соответствующим министерствам и ведомствам, губернатору Нижегородской области довести до всех подчиненных и подведомственных организаций указание: с 10 часов утра по московскому времени 17 сентября осуществить в учебных целях, подчеркну, в учебных целях, – никакой экстраординарной ситуации у нас нет и, надеюсь, не будет никогда, но для того, чтобы этого не было, и нужно проводить такие тренировки, – так вот, в учебных целях провести перевод на работу в степени готовности «полная» все задействованные подразделения».
Верховный главнокомандующий потребовал в течение суток проверить временные нормативы и способность соответствующих департаментов к выполнению данных мероприятий. При этом особое внимание должно быть уделено взаимодействию между федеральными органами исполнительной власти и всеми задействованными в проверке структурами.
В рамках намеченных мер предусматривалось оценить исполнение мобилизационных заданий в интересах Вооруженных сил, состояние технического прикрытия железнодорожных перевозок, маршрутов продвижения войск, уровень обеспечения энергетической безопасности и своевременности развертывания систем управления, а также выполнение задач в рамках гражданской и территориальной обороны, включая проверку межведомственного планирования.
На следующий день, то есть 18 сентября, все структурные подразделения правительства Нижегородской области, дислоцированные в регионе части внутренних войск МВД России и ряда других министерств (ведомств) были приведены в состояние полной боевой готовности. В частности, была экстренно развернута система призывной комиссии Нижегородской области, а подразделения областного правительства приступили к решению задач в обстановке, приближенной к условиям угрожаемого периода.
Замысел условных задач включал проверку выполнения мобилизационных заданий, обеспечение прикрытия железнодорожных перевозок и других маршрутов движения войск, иных войсковых формирований. Внутренние войска МВД России решали условно-боевые задачи, предусмотренные планом территориальной обороны.
Если не считать отдельные успешно решенные задачи, – например, действия внутренних войск, – результаты проведенных мероприятий (как и следовало ожидать!) оказались похожи на контрольную работу нерадивого семиклассника. Так, мобилизационное развертывание ряда воинских частей и соединений до штатов исполнительного периода было выполнено меньше чем на половину от плановой величины. При этом следует оставить за скобками качество мобилизационного резерва, точнее сказать – отсутствие качества. А что можно ожидать, если система поддержания обученности и переподготовки военнослужащих запаса фактически отсутствует?
Ясно, что вдумчивый анализ итогов минувшего года боевой учебы войск требует существенной корректировки планов дальнейшего развития Вооруженных сил, других войск и войсковых формирований и, что непреложно, – гражданских компонентов военной организации государства. Нельзя не согласиться с мнением Верховного главнокомандующего ВС РФ. На совещании, посвященном подведению предварительных итогов совместных российско-белорусских учений «Запад-2013», он заявил, что «это своего рода рубежная точка для проверки оборонных возможностей наших государств, для оценки со-стояния боеготовности Вооруженных сил и других воинских структур».
«В ходе учений «Запад-2013» войска выполняли задачи на семи полигонах в Белоруссии, на двух полигонах в России, а также в акватории Балтийского моря. Было задействовано свыше 10 тысяч военнослужащих. «Обкатывались» новое вооружение и военная техника. Можно сказать, что фактически сделан еще один важный шаг к полной оперативной совместимости вооруженных сил Союзного государства. Эти учения дадут возможность оценить в целом наши долгосрочные планы по совершенствованию системы безопасности Союзного государства, – сказал Главковерх. – В период подготовки к учениям и в их ходе особое внимание уделялось координации действий между министер-ствами обороны и органами исполнительной власти по обеспечению потребностей вооруженных сил при выполнении ими задач обороны. Для этого была проведена внезапная проверка мобилизационной готовности Министерства транспорта и Минэнерго, а также администрации Нижегородской области. В свою очередь, внутренние войска МВД решали задачи территориальной обороны. Предварительные итоги проверки показали, что разработанный План обороны Российской Федерации позволяет вывести межведомственное взаимодействие на качественно новый уровень, обеспечивающий организованный переход страны с мирного на военное положение».
Да, План обороны РФ действительно позволяет сделать уверенный шаг в нужном и правильном направлении. Но для перехода от потенциальных возможностей к реальным результатам необходима огромная и неимоверно трудная работа всех структур власти, а также, что не менее важно, – нашего общества. Крайне необходимо то, что мы без ложного стеснения назовем всеобщей мобилизацией всех резервов и возможностей российского государства.
* * *
Новый этап развития Вооруженных сил настоятельно требует обостренного внимания руководства Минобороны и федеральных органов исполнительной власти к вдумчивому решению наболевших проблем в гражданском и оборонно-промышленном компонентах Военной организации государства, целенаправленной работы специалистов Генерального штаба Вооруженных сил и Совета безопасности РФ, а также научно-исследовательских учреждений и отдельных ученых – прежде всего тех, кто входит в Российскую академию наук, Российскую академию ракетных и артиллерийских наук и Академию военных наук.
Андрей Евдокимов,
главный редактор журнала
«Защита и безопасность»
Свернуть статью