170 лет железнодорожным войскам
По меткому выражению петербургского писателя Ивана Михайловича Леонтьева, Ленинград был якорем, который держал четыре фронта. И те, кто удерживал якорную цепь, стоя у станка в блокадном городе, водя машины и паровозы, леча людей, – безусловно, активные участники Великой Отечественной войны и битвы за Ленинград.
Гражданских тоже отмечали на высшем уровне – званием Героя Социалистического Труда. Им вручались золотая медаль «Серп и Молот» (учреждена Указом ПВС СССР от 22 мая 1940 года), высшая награда страны орден Ленина и грамота Президиума Верховного Совета СССР. Первым Героем соцтруда стал Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) И.В. Сталин (Указ ПВС СССР от 20.12.1939 г.). Среди шести героев соцтруда, удостоенных награды в военном сорок первом, были академик С.А. Чаплыгин, народный комиссар авиационной промышленности СССР А.И. Шахурин, его заместители П.В. Дементьев и П.А. Воронин, директор Куйбышевского авиазавода, производившего штурмовики Ил-2, А.Т. Третьяков, создатель танка КВ Ж.Я. Котин и директор Кировского завода, знаменитый «танковый нарком» И.М. Зальцман.
Но было среди героев и немало обычных скромных людей, которые своим самоотверженным трудом приближали Победу. Так, в 1943 году Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября звание Героя Социалистического Труда было присвоено сразу 127 железнодорожникам и военнослужащим железнодорожных войск. Среди них были и ленинградцы – о них мой рассказ.
Отважная стрелочница
В конце сентября 1941-го фронт проходил совсем недалеко от рабочего места стрелочницы Антонины Александровой: в районе станций Александровская (Варшавское направление), Лигово (Балтийское направление), Детское Село (Витебское направление). Как и все, она голодала, работала на износ и дошла до такой степени измождения, что коллеги едва успели ее спасти, отправив на Большую землю по Дороге жизни. Подлечившись, Антонина запросилась назад в Ленинград, но ее направили работать старшим стрелочником на станцию Военно-эксплуатационного отделения Калининской железной дороги – в двадцати километрах от фронта, под непрекращающиеся обстрелы, налеты. Однажды перед прибытием воинского эшелона фашистский бомбардировщик разворотил рельсы. У Антонины оставались минуты, чтобы добежать до дорожного телефона и предупредить машиниста. Казалось, одолеть это расстояние в такие сроки не в человеческих силах. Но она успела. Жизни бойцов были спасены.
18 июня 1943 г. немецкие бомбардировщики вывели из строя стрелку у станции как раз в тот момент, когда к ней подходил санитарный эшелон. Затормозивший ход поезд стал прекрасной мишенью для фашистов, которые с красными крестами на крышах не считались! Антонина, пригибаясь к земле, ринулась к месту происшествия, исправила повреждение. Поезд ушел невредимым.
Несмотря на подорванное во время войны здоровье, Антонина Александрова трудилась на железной дороге и после Победы. Она ушла из жизни в 1949 г. всего в 29 лет.
Есть связь!
Среди 127 героев соцтруда было немало непосредственных участников обороны Ленинграда. Один из них – Александр Борисович Шаталов (1890–1970), отец будущего космонавта, а во время войны – начальник восстановительного поезда сигнализации и связи «Связьрем-1» Управления военно-восстановительных работ №6 железнодорожных войск. С июня 1941-го его поезд успешно действовал, обеспечивая работу средств связи под Ленинградом. А в марте 1943 г. «Связьрем-1» включили в состав формируемого для обеспечения нужд Волховского фронта Управления военно-восстановительных работ №6 (УВВР-6), которому после прорыва блокады и взятия Шлиссельбурга предстояло построить новый железнодорожный путь, соединяющий героический город со страной. Связьрем Шаталова скоростными методами провел и оборудовал линию связи и помог путейцам в прокладке железнодорожного полотна. В самые сжатые сроки была восстановлена 80-километровая линия связи от Тихвина до Волховстроя. Ввод в строй новой железнодорожной ветки протяженностью 300 км позволил за сутки преодолевать расстояние, на которое прежде на машине по дорогам со снежными заносами уходило 10–15 суток. В 1943 году самоотверженный труд А.Б. Шаталова был отмечен Золотой звездой Героя Социалистического Труда.
Сигнал пылающими руками
Война застала потомственного путейца Ивана Ефимова на срочной службе в армии, в погранвойсках. К февралю 1942-го Иван уже был командиром расчета станкового пулемета, младшим сержантом, вел за собой бойцов. Однажды вывозили раненых на санитарной летучке. Налетели фашистские самолеты, разбомбили путь, состав встал, вагоны загорелись. Ефимов с товарищами сбивали с них пламя, спасали раненых. От ожогов на руках остались шрамы. А весной все того же, 1942-го, согласно распоряжению Государственного Комитета Обороны об отзыве железнодорожников из армии, флота и пограничных войск Ефимов был демобилизован. Вернулся на железную дорогу, работал главным кондуктором колонны паровозов.
В январе 1943-го он сопровождал состав с продовольствием для блокадного Ленинграда на перегоне от Волховстроя до Шлиссельбурга. Налетела авиация фашистов, вокруг начали рваться бомбы. Один из вагонов загорелся. Состав замер. Ефимов спрыгнул на насыпь, побежал к горящему вагону. Пока кондуктор пытался расцепить состав, его рукава превратились в два пылающих факела. Наскоро сбив пламя, он просигналил машинисту и вспухшими руками стал отталкивать горящий вагон, чтобы изолировать его от поезда. Опытный старший машинист тем временем маневрировал на путях, чтобы не допустить попадания в поезд новых зажигалок. Продовольствие они спасли и в целости доставили в голодающий город. Уже там Иван Ефимов с сильными ожогами попал в госпиталь. После выздоровления его вновь вернули на железную дорогу. И вместе с составами он находился на Западном, а потом и 2-м Украинском фронте. В ноябре узнал, что Указом Президиума Верховного Совета СССР ему присвоили звание Героя соцтруда, хотя за такой подвиг могли дать и Героя Союза. Но сам Ефимов считал, что его звание не менее почетно – ведь его носит сам главнокомандующий!
Память о нем хранят мосты
После освобождения 9 декабря 1941 года города Тихвина предстояло как можно быстрее восстановить железнодорожные перевозки, чтобы к Дороге жизни пошли составы с продовольствием для осажденного города. Опытного специалиста-мостостроителя Алексея Ивановича Алыпова – старшего инженера аппарата уполномоченного НКПС фронта – направили восстанавливать железнодорожные сооружения на участке Тихвин–Волховстрой. Тогда над мостом через Волхов трудился прославленный строитель Н.А. Наринян. Там же прокладывали путь к Дороге жизни путейцы подполковника А.С. Дугина. Руководил работами начальник УВВР-2 И.Г. Зубков. И Алыпов как инженер, автор проектов мостов через реку Ольшанку Рязано-Уральской дороги, Юрюзань Южно-Уральской, моста через реку Амур у Комсомольска, сразу же включился в работу этого замечательного коллектива.
В мае 1942 года его назначили главным инженером Военвоссттранспроекта при ГУВВР. Алексей Иванович трудился самоотверженно на боевом посту и погиб. Его жизнь оборвалась 1 сентября 1942 года во время бомбежки восстанавливаемого им моста. Даже места захоронения его установить не удалось.
5 ноября 1943 года Алексею Ивановичу Алыпову посмертно было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Он был награжден орденами Ленина, Отечественной войны 1-й степени. И он был далеко не единственным героем труда, отдавшим жизнь за Родину. А тех, кто уцелел после ранений, смерть часто настигала в первые послевоенные годы.
Кондуктор генерала Брусилова
18 июня 1943-го во время авианалета на участок пути от Шлиссельбурга до Волховстроя, который фронтовые железнодорожники прозвали «коридором смерти», фашистам удалось поджечь вагон в самой середине двигавшегося состава. Его нужно было немедленно отцепить, а немецкие самолеты уже шли на очередной заход. Главный кондуктор 48-й паровозной колонны Михаил Георгиевич Кардаш был на полпути к цели, когда взрывом его ранило в правую руку. Едва ему наложили повязку, Кардаш вновь кинулся к поезду и справился с задачей. Позже от госпитализации он отказался, потому что за всю его многотрудную, полную опасностей жизнь только служба помогала ему держаться на плаву. Срочную отслужил еще в старой армии старшим фейерверкером при артиллерии. В Первую мировую на Юго-Западном фронте у Брусилова работал главным кондуктором прифронтовых поездов, участвовал в знаменитом прорыве. А когда началась блокада – свалился: от голода и слабости не мог ходить, на коленях по комнате ползал! И едва смог подняться – пошел в родное депо.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «за особые заслуги в деле обеспечения перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» М.Г. Кардашу было присвоено звание Героя Социалистического Труда. В госпиталь он лег только в декабре: рана от осколка была запущена до такой степени, что грозила потерей руки. Но вскоре кондуктор вновь вернулся в строй.
В октябре 1945 года Михаила Георгиевича назначили заместителем начальника пассажирского отделения на Финляндском направлении, а через год – начальником Ленинград-Московского пассажирского отделения Октябрьской дороги. Кардаш был награжден орденом Ленина, медалями, знаком «Почетный железнодорожник». Но порадоваться мирной жизни ему выпало недолго. Сказались блокада, ранения. М.Г. Кардаш скончался 13 ноября 1951 года.
«Сумасшедший красный машинист»
Василий Михайлович Елисеев был опытным машинистом, на дороге с 1932-го, поэтому вел поезд ночью из Ленинграда в Волховстрой предельно осторожно. Немцы открыли огонь, Елисеев с хладнокровием, приобретенным еще на финской войне, продолжал путь. Впереди, на обочине, лежал разбитый паровоз. Вдруг из-под него выскочил наш солдат и начал подавать какие-то сигналы. Снизив скорость, Елисеев услышал: «Путь разбит! Слышишь? Дальше ехать нельзя!»
Но если остановить поезд, его наверняка разобьют немцы. Василий Михайлович тихо двинул состав вперед, включил фары и, наконец, увидел, что в одном месте путь приподнят от взрывов снарядов, кругом воронки. С предельной осторожностью управляя поездом, машинист миновал опасное место и затем уже пустил состав с нормальной скоростью. Мастерство Елисеева сделало его легендой среди железнодорожников. Еще больше слава его упрочилась после следующего случая.
Поначалу Елисеев, как и другие машинисты, водил составы только по ночам — опасности было меньше. Но потом задумался: ночью едут крадучись, даже паровоз топят вполсилы, чтобы искры или пламя из трубы не выдали противнику местонахождение состава, и все равно фрицы за ними охотятся. Стоит рискнуть и повести состав днем! Такой смелости фашисты действительно не ожидали, но вскоре опомнились и начали обстреливать поезд. В Волховстрое Василий Михайлович осмотрел паровоз и весь состав: ни
одного прямого попадания. После легкого ремонта можно в обратный рейс.
В дальнейшем дневные рейсы вошли в практику 48-й колонны особого резерва Наркомпути, и с февраля 1943-го по январь 1944 года в Ленинград было проведено около 500 составов с грузами.
В 1943 году немецкий военный журнал «Адлер» писал: «Ландшафт дороги, по которой сумасшедшие красные машинисты водят поезда в осажденный город, скорее напоминает лунный, чем земной».
5 ноября 1943 года В.М. Елисееву присвоили звание Героя Социалистического Труда.
Кушнер против «Люфтваффе»
Начало следующей истории напоминало настоящий детектив. В октябре 1943-го к начальнику паровозного депо Великие Луки Октябрьской железной дороги обратился высокопоставленный офицер, имевший секретное задание. Ему требовался лучший машинист для доставки особого стратегического груза. Более подходящей кандидатуры, чем Михаил Иванович Кушнер, было не подобрать. На дороге с пятнадцати лет. Проявил себя уже на десятый день войны, когда на станции Улин фашистская авиация налетела на наливной состав, который вела его паровозная бригада. Вскоре вся станция полыхала. Вот-вот мог рвануть состав с горючим: над одной из цистерн показалось пламя. Кушнер добежал до нее, забрался наверх и стал забивать деревянные пробки в пробоины. Его примеру последовал помощник машиниста. В это время кочегар пиджаком сбивал пламя. Огонь потушили, еще дымившуюся цистерну отвели на смежный путь, а весь состав был благополучно доставлен в Великие Луки.
В рейс с важным грузом отправились со станции Торопец. Сначала ехали без приключений, на станции Охват к Кушнеру присоединился офицер сопровождения –полковник из штаба и начальник паровозного депо. Немецкие самолеты часто появлялись в небе, бомбили: маневривуя, машинист каждый раз избегал прямого попадания. Вдруг резкий толчок – и воинский эшелон стал замедлять ход. Офицер занервничал, а Михаил Иванович со своей бригадой спокойно выявил неисправность (была перебита тормозная магистраль), укоротил состав за счет поврежденного вагона и вновь отправился в путь. В итоге к месту назначения на станцию Великополье прибыли вовремя. Только там полковник признался, что состав вез снаряды для гвардейского миномета «Катюша».
На обратном пути проклятые «Люфтваффе» все же достали поезд – Михаил Иванович с ранением оказался в госпитале. После выписки узнал, что ему присвоили звание Героя Социалистического Труда.
Улица в честь Першукевича
В начале Великой Отечественной войны финские войска перерезали магистраль Мурманск–Волховстрой. В жуткий зимний холод советские железнодорожники и военные совершили невозможное: построили магистраль от Обозерской северной дороги до станции Лоухи, чтобы соединить отрезанный Мурманск со страной. Теперь Северный флот для своих кораблей получал уголь, нужный и для караванов судов союзников, доставлявших сюда военные грузы.
Машинист Иван Першукевич в конце 1942 года вел состав с боеприпасами и горючим. До станции Энергоозерск оставалось всего шесть километров, когда из-за сопки вынырнули два мессер-
шмитта: одной из пулеметных очередей пробило котел паровоза. Поезд остановился. Фашисты с удвоенной энергией принялись обстреливать цистерны с горючим. Две вспыхнули и могли вот-вот взорваться, а за ними – и боеприпасы. Когда мессеры ушли (видно, у них закончились патроны), машинист с помощником подбежали к горящим цистернам, заделали повреждения заготовленными пробками, с большим трудом отцепили пылающие цистерны и оттащили их от состава. Остальные удалось спасти. Оставалось осмотреть сам паровоз. Его будка была вся изрешечена пулями. На оставшемся в котле паровоза паре они сумели продвинуть состав на несколько десятков метров, затем погасили топку. Основной груз – боеприпасы – теперь был в безопасности.
Вернулись мессершмитты, подожгли еще одну цистерну. Но подоспела помощь: восстановители и пожарные. Израненный паровоз отремонтировали в Кемском депо, и утром Першукевич на нем повел состав в Мурманск.
Всякое случалось во время рейсов у бригады Першукевича: и верх паровозной будки снарядом сносило (а кочегара ударной волной чуть в топку не забросило), и осколочные ранения вся бригада получала. В память о герое одна из улиц в Барановичах, откуда он был родом, в 1987 году была переименована в улицу Першукевича.
Презирающий опасность
Для оперативной ликвидации последствий вражеских воздушных налетов на Октябрьской магистрали была создана Южная группа управления с центром в Бологом. Ее возглавил заместитель начальника Октябрьской железной дороги Борис Константинович Саламбеков. В один из летних дней фашистские бомбардировщики нанесли удар по станции Спирово. Две неразорвавшиеся бомбы глубоко ушли в железнодорожную насыпь. Взрывать их на месте значило разрушить железнодорожные пути, а на станции уже скопилось около 30 поездов. Саламбеков решил: бомбы не взрывать, а аккуратно извлечь из насыпи. Но сначала надо было вывести поезда из-под угрозы обстрела. Борис Константинович отдал приказ немедленно высадить всех людей из вагонов. И первый состав мимо опасного места осторожно провел сам – благо прежде работал машинистом. За Саламбековым двинули поезда другие машинисты. После того как последний вагон миновал неразорвавшиеся бомбы, их обезвредили.
В феврале 1942 года Б.К. Саламбекова назначили начальником Октябрьской железной дороги. Паровозы стояли без воды и топлива. Под обстрелом, в мороз работники депо рубили лес, заготовляя дрова. Не раз вместе с ними на эти работы выходил и новый начальник дороги. Отличился Саламбеков при постройке железнодорожных веток к портам на Ладоге на Большой земле и от берега Ладожского озера до взятого в блокадное кольцо Ленинграда.
Конкретный пример. В начале 1943 года после прорыва блокады войсками Ленинградского и Волховского фронтов был установлен сухопутный коридор в Ленинград. Государственный Комитет Обороны принял решение немедленно построить по нему железнодорожную линию Жихарево–Шлиссельбург. Скорость работ была настолько высокой, что уже 7 февраля 1943 года Ленинград встретил первый поезд с Большой земли. По инициативе Саламбекова с целью предотвращения аварий на линии была введена «живая блокировка»: через каждые два–три километра – телефонные посты и дежурные. Линия дала городу возможность выстоять.
В 1943 году Борис Константинович получил звание генерал-директора тяги II ранга (равное генерал-лейтенанту). После полного освобождения Ленинградской области от врага в 1944 году коллектив железнодорожников, руководимый Саламбековым, в короткие сроки восстановил хозяйство дороги. А самого Бориса Константиновича, как опытного и ценного руководителя, в 1946-м назначили начальником только что созданного Северо-Западного округа железных дорог, избрали депутатом Верховного Совета СССР.
Как Гарцуев дезавуировал Геббельса
Когда Кировская магистраль оказалась в двух местах перерезанной немецко-фашистскими войсками, железнодорожникам предписывалось «угонять подвижной состав, не оставлять врагу ни одного паровоза, ни одного вагона». Но начальник Кировской железной дороги Павел Николаевич Гарцуев был настроен еще более категорично: не оставить врагу даже рельсов. Путейцы Алакуртинской дистанции и бойцы 6-го железнодорожного батальона сняли и эвакуировали около 30 километров рельсов. Помогла и прибывшая сводная колонна головного ремонтно-восстановительного поезда (Горем) №3 во главе с Н.А. Нариняном, разобравшая пути и мосты на участке Маткаселькя–Вяртсиля. Пришлось даже вступить в бой с прорвавшимся отрядом финской армии. Из 600 горемовцев 120 погибли.
В тяжелейших условиях П.Н. Гарцуев сумел организовать перевозки грузов, поступавших в Мурманск из-за рубежа, чем обеспечивалось снабжение Северного фронта. Зимой в полярную ночь работы в порту и маневрирование составов происходили в полной темноте. Этот неутомимый человек и прекрасный организатор, казалось, был вездесущ.
В декабре 1941 года Гарцуев вызвал начальника службы пути Кировской магистрали С.Ф. Харитонова и начальника отделения движения С.И. Денисова: «В Москву следует министр иностранных дел Великобритании Иден. В Мурманск он прибыл на корабле, в столицу поедет поездом. В том числе и по недавно с такими трудами и жертвами достроенной нами Сорокско-Обозерской линии. Чтобы показать гостю ее безупречную работу, пропустите-ка его литерный с ветерком!».
Поезд министра прибыл на станцию Малашуйка днем. Советский посол Майский представил А. Идену железнодорожников и передал его просьбу: организовать прогулку. Гуляя, представитель Британской короны интересовался, откуда взялась эта линия, не обозначенная ни на одной карте, когда и как быстро ее построили. Харитонов честно ответил. Иден вскинул брови и произнес: «Темп».
Потом, вернувшись в Лондон, политик заявил во всеуслышание: «Из собственного опыта я могу сказать, что Геббельс ошибается – железная дорога в полном порядке, не повреждена и работает гладко, хорошо».
За годы войны вражеская авиация совершила на Кировскую железную дорогу 2824 воздушных налета и сбросила свыше 90 тыс. бомб. Потом подсчитали — по 4 бомбы на каждого железнодорожника. Во время обстрелов и бомбежек было убито и ранено более 2 тыс. железнодорожников.
* * *
Всего в военные годы более двухсот человек были удостоены звания Герой Социалистического Труда. Из них двадцать два человека – непосредственные участники битвы за Ленинград. Среди героев были люди самых разных профессий. Рабочие, ученые, врачи. В 1945 году сразу двое из них – участники обороны Ленинграда И.И. Джанелидзе и Л.А. Орбели – получили звания Героя Социалистического Труда. Единственный Герой Соцтруда военной поры, получивший это звание не за выполнение заданий для фронта, а «за выдающиеся заслуги в деле подготовки научных кадров», – ленинградский ученый-
языковед, академик АН СССР И.И. Мещанинов. Он тоже внес свой немалый вклад в дело Победы!
Надеюсь, что, ознакомившись с этими короткими заметками о героях, вы убедитесь, что меткое замечание поэта-фронтовика Алексея Недогонова (1914–1948) «из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд» – абсолютно верно!
Свернуть статью
Герои не второго плана (стр. 38-40)
Аннотация:
170 лет железнодорожным войскамПо меткому выражению петербургского писателя Ивана Михайловича Леонтьева, Ленинград был якорем, который держал четыре фронта. И те, кто удерживал якорную цепь, стоя у станка в блокадном городе, водя машины и паровозы, леча людей, – безусловно, активные участники Великой Отечественной войны и битвы за Ленинград.
Гражданских тоже отмечали на высшем уровне – званием Героя Социалистического Труда. Им вручались золотая медаль «Серп и Молот» (учреждена Указом ПВС СССР от 22 мая 1940 года), высшая награда страны орден Ленина и грамота Президиума Верховного Совета СССР. Первым Героем соцтруда стал Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) И.В. Сталин (Указ ПВС СССР от 20.12.1939 г.). Среди шести героев соцтруда, удостоенных награды в военном сорок первом, были академик С.А. Чаплыгин, народный комиссар авиационной промышленности СССР А.И. Шахурин, его заместители П.В. Дементьев и П.А. Воронин, директор Куйбышевского авиазавода, производившего штурмовики Ил-2, А.Т. Третьяков, создатель танка КВ Ж.Я. Котин и директор Кировского завода, знаменитый «танковый нарком» И.М. Зальцман.
Читать всю статью