Характер современной войны, как никогда ранее, определяется возможностями военно-промышленного комплекса (ВПК) государства. Известный тезис классика отечественной и мировой военной науки генерала А. Свечина – «экономика сумеет подчинить себе характер военных действий и наложить на них свою печать», высказанный почти 100 лет назад, стал в настоящее время объективной реальностью.
Сегодня наличие развитого и независимого от поставок извне ВПК является одним из главных условий достижения и обеспечения политической и технологической независимости государства. ВПК жизненно необходим для любого государства и, по сути, определяет основу обеспечения его военной и экономической безопасности. В последнее время руководство Минобороны России, в том числе и по опыту СВО на Украине и специальной операции в Сирии, делает достаточно обоснованные заявления о том, что отдельные предприятия ВПК не способны самостоятельно на базе отечественных технологий, оборудования и элементной базы создавать перспективное вооружение, военную и специальную технику (ВВСТ). К сожалению, это так.
Вместе с тем, военные ученые и аналитики утверждают, что в обозримом будущем вооруженная борьба будет вестись по законам и правилам той стороны, которая в наибольшей степени подготовлена к реализации на практике самых передовых достижений в военной и технологической областях. Более того, и победа в вооруженном противоборстве будет во многом определяться именно технологической и производственной готовностью ВПК к своевременному выпуску высокотехнологичной военной продукции требуемого объема.
Учитывая исключительную важность данного вопроса, Президент РФ в свое время подчеркнул, что реализация важнейшей для современной России программы импортозамещения в ВПК, к сожалению, началась только пять лет назад. Россия в соответствии с графиком импортозамещения обеспечила технологическую независимость от зарубежных поставщиков по 350 образцам вооружений и техники, заявил Президент России В.В. Путин на заседании ВПК. «Вынужден говорить и о проблемных вопросах. В ряде случаев, как практика показывает, были допущены очевидные ошибки при планировании и организации работ по импортозамещению». Высокое качество того вооружения и военной техники, которым мы обладаем, стало возможным благодаря успешно существовавшей несколько десятков лет системе создания вооружения, которая оттачивалась в ходе удач и неудач, в том числе катастроф – в частности, ценой многих жизней разработчиков и испытателей ракетной техники. Однако сегодня задел прошлых лет во многих областях просто исчерпан.
В условиях современной, крайне напряженной для нас, геополитической обстановки обеспечение устойчивого функционирования отечественного ВПК требует детального согласования весьма значимых и очень сложных по своей сути документов и решений: государственной программы вооружения, государственного оборонного заказа, программ развития различных приоритетных областей промышленности, подготовки кадров, развития научно-исследовательской деятельности в целях обеспечения стратегического военно-технического и оборонного паритета с потенциальными агрессорами.
Обратимся коротко к тем основным причинам, которые осложнили обеспечение технологической независимости при разработке, производстве и модернизации отечественных образцов ВВСТ.
Организационные и организационно-штатные ошибки и просчеты
Многие авторы отмечают, что сложившаяся за последние 10 и более лет не всегда продуманная перестройка заказывающих структур вооружения в Министерстве обороны – их переподчинение или начальнику вооружения ВС, или командованию видов и родов войск, обвальное сокращение военпредов, сокращение и ликвидация военных испытателей на полигонах, космодромах, снижение потенциала или во многом его потеря в военной науке, не позволяющие обеспечивать проведение независимой экспертизы при создании и испытаниях вооружения, – не могли не повлиять на создание высокоэффективного ВВСТ и на отечественную оборонную промышленность в целом.
Не менее важны проблемы определения закупочных цен и в целом бюджетирования ВПК. В настоящее время предпринимаются попытки исправить положение в представленных выше вопросах. Например, Военно-промышленной комиссией при Правительстве Российской Федерации было обращено внимание на разнящиеся, и довольно сильно, цены на закупку одноименных образцов вооружения и оборудования, на повсеместное дублирование разрабатываемой продукции. В целях исключения этого был определен порядок, предусматривающий консолидированную закупку указанных средств для всех силовых структур по единой цене. Несмотря на принятые ранее решения, в практику отечественного ВПК до сегодняшнего дня в полной мере не внедрено бюджетирование создания ВВСТ на их весь полный цикл.
К сожалению, до настоящего времени также не решена проблема определения в принимаемых государственных программах вооружения научно обоснованных объемов ассигнований на проведение НИР и ОКР. Если по-прежнему на эти цели будут предусмотрены незначительные средства (например, менее 10% от общих расходов на вооружение), то ожидать в дальнейшем создания в нашем Отечестве перспективного вооружения, не уступающего или превосходящего по своим тактико-техническим характеристикам зарубежные образцы, не приходится. Аналогично также будет заблуждением ожидать успешного решения проблемы обеспечения технологической независимости при разработке, производстве и модернизации ВВСТ. Это непреложный факт.
В условиях, когда США и все страны НАТО, развязав самую грязную и беспрецедентную «санкционную» (экономическую) войну, в состоянии в любой момент перейти к силовым действиям или окончательно в полном объеме заблокировать высокотехнологичный экспорт в нашу страну, финансовые операции, информационный обмен деловой переписки по открытым каналам связи и т. п., резко повышается значимость военной науки и ее важнейшей составляющей – военно-технической науки (ВТН). Особую актуальность для обороны страны и ее ВПК имеют достигнутые и прогнозируемые результаты ВТН – конструкторские и технологические достижения для разработки и создания отечественного вооружения, военной и специальной техники, а также результаты интеллектуальной деятельности (РИД) военного и двойного назначения. В этой связи, по мнению многих военных аналитиков, главными целями ВТН являются: подготовка и утверждение на прогнозируемый период проекта оптимальной военно-технической политики, адекватно отвечающей на вызовы и угрозы военной безопасности РФ при заданных финансовых и других ограничениях; поддержание научно-технологического и научно-технического уровней развития предприятий ВПК, выпускающих современные образцы ВВСТ, которое гарантирует требуемое военно-техническое обеспечение ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов управления, их высокоэффективное и надежное функционирование в мирное и военное время.
Выполненные учеными РАРАН экспертизы и системный анализ позволили установить определенные сложности в развитии системы вооружения ВС РФ. Основные из них условно можно разделить на три тесно взаимосвязанные проблемы: корректного обоснования ТТТ к вооружению, военной и специальной технике; создания научно-технического задела по перспективному вооружению, который позволил бы реализовать заданные ТТТ; а также развития научно-производственного потенциала предприятий ВПК.
Решение этих проблем позволяет не только установить, но и устранить разрыв между требованиями к разрабатываемым образцам ВВСТ, заложенными в ТТХ, и возможностями промышленности по их реализации, обусловленными технической и технологической базами предприятий.
Поиск альтернативы
К числу организационных ошибок прошлого можно с уверенностью отнести и отсутствие должного внимания к стандартизации оборонной продукции, которая является важнейшим инструментом обеспечения качества вооружений, военной и специальной техники.
Мы уже привыкли к тому, что государственные заказчики в сфере ГОЗ постоянно работают над совершенствованием закрепленной за ними номенклатуры ВВСТ, используя в своей практике два способа создания новых их образцов: «классический», предполагающий проведение ОКР по созданию нового образца за счет средств заказчика; и разработку в инициативном порядке за счет средств самих предприятий, проявляющих такую инициативу.
При этом «классический» способ, как правило, применяется для образцов с высокой стоимостью и большими сроками разработки, а также требующих проведения ресурсоемких государственных испытаний. Иными словами, в тех случаях, когда свободных средств предприятий для самостоятельного финансирования такой разработки явно не хватит.
В последнее время на фоне заметного сокращения финансирования разработок перспективных образцов ВВСТ все большее внимание Вооруженными силами и предприятиями промышленности уделяется инициативным разработкам (ИР) образцов ВВСТ за счет средств предприятий-разработчиков с различными формами собственности.
Такой подход связан с тем, что комплекс проблем, стоящих перед отечественным ВПК, отличается высоким разнообразием и многоплановостью. Он включает проблемы совершенствования эффективности управления и координации, финансового обеспечения, импортозамещения, кадрового обеспечения, материальной базы производства и т. д. Они очевидны и находятся в центре постоянного внимания руководства ВПК страны. Однако опыт последних вооруженных конфликтов показывает, что в борьбе с иррегулярными подразделениями противника требуется специфический комплект ВВСТ – дешевые и простые системы поражения, высокомобильные транспортные и боевые платформы, способные придать группировкам войск (сил) высочайшую подвижность и достаточную огневую мощь. Выполнение подобных задач целесообразно поручать, например, небольшим высокомобильным частным предприятиям.
Анализ экономических возможностей по оснащению ВС современными системами вооружения показывает, что они в значительной степени ограничены. В этих условиях насущной проблемой становится модернизация ВВСТ. Действительно, как показывает опыт – в первую очередь СВО, исключительное значение приобретает вопрос комплексной модернизации вооружения, находящегося в эксплуатации, для внедрения в него новейших научно-технических разработок и достижения на этой основе современных характеристик как отдельных образцов, так и системы вооружения в целом.
Исходя из этого, военно-технический процесс при проведении комплекса работ по модернизации ВВТ должен предусматривать: реализацию при создании нового ВВТ требований по обеспечению последующей модернизации (использование старого парка вооружения); организационные и технические меры, обеспечивающие внедрение в ВВТ перспективных научных разработок и технологий; плановое, поэтапное решение задач модернизации (по элементам, всего изделия), а также снижение темпов расходования материальных средств при наращивании боевых возможностей модернизируемых систем.
Кадры решают все
Главный удар по отечественной промышленности, в первую очередь по предприятиям ВПК, был нанесен в 90-е годы, когда «кому-то стало ясно», что выпускаемые объемы ВВСТ государству не нужны и предприятия оборонного комплекса избыточны. В то же время, к сожалению, не была проведена объективная оценка выпускаемого оружия, а также технологическая, организационно-техническая экспертиза ВПК страны. По сути все было пущено на самотек – кто выживет, тот останется. Диверсификацией оборонного производства стали безуспешно заниматься сами руководители предприятий, часто случайно назначенные, пытаясь любыми способами удержать профессионально подготовленных работников. К сожалению, не всегда и не везде это удавалось сделать, много высококлассных специалистов не вернулось на производство, и сегодня этот пробел не ликвидирован. По сути, страна потеряла около 2/3 промышленных предприятий и еще большее число образовательных учреждений высшего военного и военно-специального образования.
К величайшему сожалению, представители прежнего руководства страны не учитывали тот факт, что в государствах, где в то же самое время создавали современные высокотехнологичные компании, господствовало мнение, согласно которому основной ускоритель роста промышленности и особенно ВПК – это не рынок, не технологии, не конкуренция. Фактор, который важнее всех остальных, – это способность найти и удержать нужных компании людей. В настоящее время в отечественном ВПК имеет место острый дефицит профессионально подготовленных работников на всех уровнях и по всем основным специальностям. Эти проблемы необходимо решать в первоочередном порядке.
Особо подчеркнем, что одновременно со значительным сокращением производства ВВСТ стали сворачиваться предприятия, специализирующиеся на выпуске сырья, материалов, комплектующих, необходимых для изготовления ракет, самолетов, подводных лодок и другого вооружения.
Несмотря на то, что многие решения по скорейшему обеспечению технологической независимости при разработке, производстве и модернизации отечественных образцов ВВСТ были подтверждены руководством МО, одобрены Военно-промышленной комиссией при Правительстве Российской Федерации, сопровождены соответствующими поручениями председателя Правительства Российской Федерации руководителям соответствующих федеральных органов исполнительной власти, выполнять их отдельные чиновники не спешат. И это объясняется очень просто. Некоторые руководители организаций, которые должны войти в интегрированную структуру, не хотят терять свою «самостийность» и, по всей видимости, личную выгоду, или, что еще страшнее, не способны понимать стоящие перед страной и ее ВПК проблемы.
Истоки данной проблемы высвечивают воспоминания Н.А. Паничева – министра станкостроительной и инструментальной промышленности СССР: «В начале 1992 года я с трудом пробился на прием к и. о. премьера Гайдару, пришел к нему с детально отработанным планом сохранения станкостроения. Он даже смотреть ничего не стал, брезгливо сморщился: – «Да кому нужны ваши дерьмовые станки?! Понадобятся – мы все за рубежом купим». Визит продолжался не больше минуты. Я шел к союзнику, попал к злейшему врагу дела, которому отдал всю свою жизнь. В одной его фразе была сфокусирована программа уничтожения отечественной промышленности, перевода России из страны-производителя техники в страну-покупателя, что ставило нас в полную зависимость от Запада».
И сегодня доля импортных компонентов, например, в российском судостроении, превышает 70 %.
Так, из-за отсутствия двигателей было заморожено строительство кораблей и вспомогательных судов ВМФ России и фактически сорваны запланированные сроки реализации отечественной кораблестроительной программы в целом. Построенные, но не оснащенные двигателями корпуса некоторых новых кораблей и судов были спущены на воду, где и находятся на хранении до решения вопроса с силовыми установками.
На сегодняшний день выход из создавшегося положения найден только частично. Судовые дизельные установки немецкой фирмы MTU заменили отечественными судовыми дизельными двигателями: 10Д49 (16ЧН26/26) Коломенского завода – на фрегатах и М507Д-1 завода «Звезда» (Санкт-Петербург) – на ракетных катерах.
Газотурбинные двигатели М90ФР для фрегатов уже изготовлены в Рыбинске на «ОДК-Сатурн», и они готовы для отправки на заводы. Однако ВМФ нужны не просто газотурбинные двигатели (ГТД), а главные газотурбозубчатые агрегаты, включающие в свой состав помимо ГТД и редукторы, изготовление которых возложено на завод «Звезда» (Санкт-Петербург). Однако о сроках изготовления и поставки редукторов в требуемом объеме для газотурбинных двигателей М90ФР пока говорить сложно.
В последнее время «очевидным» выходом из сложившейся ситуации ряд аналитиков считает параллельный импорт – ввоз зарубежных товаров без разрешения правообладателя. Импорт называется параллельным, потому что официальные продажи через дистрибьюторов идут вместе с продажами самостоятельных импортеров. Теперь же многие иностранные производители отказались работать на российском рынке, и 29 марта 2022 года Правительство России разрешило ввозить в страну продукцию без их согласия. Но такой подход не позволяет в должной мере решать проблемы ВПК.
Не меньшее число специалистов предлагают перевести требуемый объем импорта продукции на КНР или иное дружественное нам государство. Однако и это в значительной степени тупиковый вариант. Доказательством может служить объем поставок КНР различным странам мира. На долю РФ приходится, по опубликованным данным, четыре процента китайской продукции. Более того, продукция эта во многом лицензионная.
Следовательно, можно однозначно настаивать на необходимости развития отечественного технологически независимого ВПК. Наиболее проблемными вопросами в этой связи являются недостаточный уровень внедрения российского общесистемного и прикладного программного обеспечения и крайне низкий уровень развития микроэлектронных технологий.
Вместе с тем, основной санкционный удар был нанесен по отечественным микроэлектронным технологиям. Правительство России поставило перед разработчиками цель вывести отрасль микроэлектроники на мировые рынки к 2030 году. На 2023 год, согласно данным Росстата, в РФ насчитывалось около 200 предприятий, производящих электронные компоненты. Для сравнения: в Китае в прошлом году количество предприятий микроэлектронной отрасли приравнивалось к шести тысячам.
Американские и английские компании применяли ресурсы искусственного интеллекта для отслеживания всех поставок в Россию необходимых нам компонентов и блокировали их. Зависимость российской радиоэлектронной промышленности от импортной компонентной базы никогда не была секретом и как недостаток не воспринималась.
К 2030 году доля российского оборудования в особо критичных базовых технологических процессах микроэлектронной отрасли должна достигнуть 70 процентов. Чтобы понять, насколько амбициозна поставленная задача, достаточно вспомнить, что в 2023 году этот показатель не превышал 12 процентов.
Доля российских специальных материалов для микроэлектроники также должна вырасти с текущих 13 процентов и тоже до 70 процентов. Наконец, самый значительный скачок планируется в области обеспеченности российскими средствами автоматизированного проектирования (САПР) при создании функционально значимого сложного оборудования. Сегодня доля российского ПО в этой сфере насчитывает всего 3 процента. Правительством поставлена задача увеличения выпуска такой продукции в три с половиной раза за семь лет.
В то же время в 2023 году финансирование отрасли микроэлектроники составило 147 млрд рублей, а в будущем превысит 210 миллиардов. На развитие электронного машиностроения выделено свыше 240 млрд рублей. В последнее время запущены 15 проектов по созданию технологического оборудования, еще 20 будут запущены до конца года.
Перспектива
В части достижения технологической независимости отрасли информационных технологий ВПК России в целом наметились весьма положительные тенденции – возросло количество успешных реализаций комплексной автоматизации предприятий ВПК с использованием отечественных тиражных систем, имеются конкретные примеры отказа машиностроительных предприятий от выбора систем управления иностранного происхождения, а также миграции с зарубежных систем планирования ресурсов при производстве, закупках и продажах на отечественные. Отмечается построение и развитие единого цифрового пространства предприятий ВПК на базе типовых доверенных платформ.
Таким образом, необходимо отметить и весьма убедительные успехи отечественной микроэлектроники и радиоэлектроники. Российское правительство ускоренными темпами инициирует меры по защите своих важнейших активов в микроэлектронике. Такое внимание государства означает новый шаг в производстве российского фотолитографического оборудования и появление новой волны полупроводниковых заводов. Учитывая влияние санкций, эти изменения имеют первостепенное значение.
Консолидация российских производителей микрочипов под контролем государства уже позволила в значительной степени локализовать производство в России. Согласно статистике, производство полупроводников и их компонентов в России в первом квартале 2024 года продемонстрировало значительный рост – с 10,9 до 14,1 млн ед.
Специализированное издание Bulgarian Military отмечает, что «российское производство крылатых и баллистических ракет теперь полностью неуязвимо для западных санкций. Российские компоненты полностью заменили западные, ранее импортируемые, в производстве ракет «Калибр», «Искандер», Х-59, Х-101 и П-500 (противокорабельной)».
Догоним и перегоним...
Исключительно важно также отметить растущую статистику производства на отечественных заводах по выпуску целлюлозы и нитрата аммония – ключевых компонентов, используемых при создании взрывчатых веществ для ракет и артиллерийских снарядов. Например, к лету 2023 года был удвоен весь объем выпуска отечественной нитроцеллюлозы по сравнению с годом предыдущим. Таким образом, российская оборонка сумела достичь абсолютной технологической независимости от Запада как по сложным, так и по самым высокотехнологичным компонентам.
Не менее важной проблемой для обеспечения технологической независимости является обеспечение отечественными конструкционными материалами, например, нержавеющей сталью для нужд ВПК. Россия в 2024 году может импортировать рекордный объем нержавеющей стали – 487–492 тысяч тонн. Это максимальный показатель с 2019 года. Такой прогноз содержится в обзоре Ассоциации потребителей и поставщиков спецсталей и сплавов «Спецсталь».
Ввоз нержавеющей стали в Россию в 2023 году составил 486 тыс. тонн. Это на 31% больше по сравнению с 2022 годом и на 5% – с досанкционным 2021 годом (423 тыс. тонн). Более половины объемов поступило из Китая, доля Индии составила 20%, Индонезии – 6,5%, Турции – 2%. Примерно схожая ситуация с производством легких сплавов и неметаллических композитных материалов.
Для преодоления импортозависимости в обрабатывающей промышленности, являющейся основой отечественного военного машиностроения и ВПК, в целом необходимо опережающее развитие производителей компонентов обрабатывающих станков, что, по сути, представляет собой третью индустриализацию.
По данным «Анализа рынка станков для обработки материалов в России», подготовленного BusinesStat в 2024 году, их импорт в страну вырос на 61 процент и достиг 60 тысяч. За год прирост составил 23 тысячи единиц. Столь внушительный спрос на данную технику был связан с необходимостью перестройки промышленности на фоне разрыва связей с западными странами.
Следует напомнить, что в недалеком прошлом СССР был одним из ведущих поставщиков самых сложных станков для обработки материалов в мире.
Таким образом, нейтрализация стратегически значимой для России угрозы утраты технологического и экономического суверенитета и закрепления за Россией долгосрочного статуса «технологической периферии» связана с реализацией приоритетного научно-технологического направления по созданию и применению российских информационно-телекоммуникационных технологий и формированию новой технологической основы для социальной и экономической сфер («Стратегия экономической безопасности Российской Федерации» и программа «Цифровая экономика Российской Федерации»).
В очередной раз подчеркнем, что замещение импорта предлагается рассматривать как особый тип государственной и экономической стратегии, а также инструмент для достижения главной цели – обеспечения достаточного уровня технологической независимости России от зарубежных стран в важнейших социально-экономических отраслях, и в первую очередь ВПК. Приоритет при этом – системообразующее развитие отечественных технологий производства конкурентоспособной наукоемкой продукции на базе новейших достижений предприятий различных отраслей российской промышленности.
Свернуть статью
ВПК: технологический суверенитет (стр. 18-21)
Аннотация:
Характер современной войны, как никогда ранее, определяется возможностями военно-промышленного комплекса (ВПК) государства. Известный тезис классика отечественной и мировой военной науки генерала А. Свечина – «экономика сумеет подчинить себе характер военных действий и наложить на них свою печать», высказанный почти 100 лет назад, стал в настоящее время объективной реальностью.Сегодня наличие развитого и независимого от поставок извне ВПК является одним из главных условий достижения и обеспечения политической и технологической независимости государства. ВПК жизненно необходим для любого государства и, по сути, определяет основу обеспечения его военной и экономической безопасности. В последнее время руководство Минобороны России, в том числе и по опыту СВО на Украине и специальной операции в Сирии, делает достаточно обоснованные заявления о том, что отдельные предприятия ВПК не способны самостоятельно на базе отечественных технологий, оборудования и элементной базы создавать перспективное вооружение, военную и специальную технику (ВВСТ). К сожалению, это так.
Читать всю статью