Мы беседуем с участником конференции — руководителем Северо-Западного следственного управления на транспорте Следственного комитета РФ, генерал-лейтенантом юстиции С. Т. Сазиным.
— Сергей Тихонович, в противодействии терроризму на транспорте есть своя специфика. Какие подходы вы видите к решению этой задачи?
— Важно так выстроить работу, чтобы фактически исключить возможность проникновения на транспортные объекты и в их инфраструктуру, на железнодорожные вокзалы, в порты и аэропорты людей вооруженных и имеющих при себе взрывные устройства. Точно так же необходимо заранее выявлять узкие места, которые в дальнейшем могут привести к катастрофам техногенного характера, возникновению травматизма, всяческим ЧП. То есть, в первую очередь важна профилактика правонарушений — и не разовая, рейдовая, приуроченная к определенному событию (хотя без нее тоже не обойдешься), а постоянная. Добиться этого можно только путем консолидации усилий государственных, властных, правоохранительных, надзорных, контролирующих органов и всего населения в целом. Наш следственный комитет курирует железнодорожный, воздушный и водный транспорт по всему Северо-Западу, а это 17 регионов — и мы постоянно совершаем туда рабочие поездки. За последние несколько месяцев я побывал в Мурманске, Архангельске, Ярославле, Калининграде; в Петербурге постоянно присутствую на совещаниях у губернаторов города и Ленинградской области, полномочного представителя Президента, продвигая наше видение того, как надо выстроить общую работу. Чтобы все участники процесса осознали степень угрозы, мы строим отношения с ними на основе гласности и открытости, публикуя у себя на сайте информацию о всех происшествиях на транспорте и уголовных делах, возбужденных по их факту.
Наше общее поле деятельности — статья 238 УК РФ «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности», а цель — чтобы дел по этой статье не возникало. Но, к сожалению, часто именно какое-то трагическое событие становится катализатором работы.
Настоящим шоком для страны стал случай в Пулково, когда женщина с годовалым ребенком упала с трапа при выходе из самолета, девочка погибла. В ходе расследования выяснилось, что в петербургском аэропорту трапы ремонтировали самостоятельно, с помощью подручных материалов. После этого сотрудники нашего управления совместно с прокуратурой проверили состояние трапов во всех аэропортах Северо-Западного федерального округа и выявили нарушения в Мурманске, Архангельске, Пскове, Ярославле и в Сыктывкаре. Проблема в том, что аэропорт — это закрытое учреждение; обратная связь, показывающая, что там происходит, практически отсутствует. По материалам другого резонансного дела мы проверили наличие соответствующих документов, свидетельств и дипломов, у пилотов, работающих в различных авиакомпаниях, в основном малой авиации: 163 свидетельства оказались поддельными, пилоты были отстранены от полетов, а те, кто занимался перевозкой пассажиров, — привлечены к уголовной ответственности. Всего же в прошлом году мы в кооперации с транспортной прокуратурой и полицией, при поддержке ФСБ провели 50 рейдов, по материалам которых было возбуждено 46 уголовных дел.
Но гораздо спокойнее и надежнее было бы, если бы в выявлении правонарушений более активную роль играли контролирующие органы, на то им и даны возможности охватить проверкой все грани деятельности подотчетного учреждения. Мы же на основе переданных ими материалов должны решать вопрос о доследственной проверке: либо соглашаться с наличием состава преступления, либо отказывать в возбуждении уголовного дела, тогда оно возвращается контролирующим органам с тем, чтобы они привлекали провинившихся к административной ответственности. Понимаете, можно внести предложение, законодательно закрепляющее какую-то норму, и ждать, пока его примут. А можно, убеждая на всех уровнях в необходимости принятия нового закона, какие-то элементы новой практики попытаться воплотить в жизнь, обкатать на практике. Мы делаем и то и другое. Ежемесячно собираем расширенные межведомственные совещания — не только с выездом на место происшествия, но и в формате конференции, на которых присутствует до 100 человек. Работаем со СМИ — даже проводим конкурсы среди журналистов на актуальную для нас тематику. Много внимания уделяем молодежи. У нас есть Общественный совет, на заседаниях которого часто присутствуют полномочные представители по правам человека, по правам ребенка, приглашаем туда руководителей учебных заведений.
— Скоро начинается Чемпионат мира по футболу. Насколько готовы к его проведению транспортные объекты? Что делается для того, чтобы не допустить чрезвычайных происшествий?
— При губернаторе Санкт-Петербурга и полномочном представителе Президента по Северо-Западу созданы рабочие группы, я в них вхожу. Проблемы решаются, хотя и не так скоро, как нам хотелось бы. В частности, наконец, на некоторых станциях метро стали дежурить сотрудники полиции со специально натренированными на обнаружение взрывчатки и наркотиков собаками.
— Какие технические средства, системы в перспективе могли бы быть задействованы в обеспечении безопасности на транспорте?
— Я бы призвал повнимательнее изучить опыт их применения в европейских странах (Франции, Испании) с тем, чтобы поскорее перенести этот опыт к нам. Самым простым и действенным средством мне видится применение ограждений по ходу железнодорожных путей — по образцу тех 8-метровых ограждений, которые строят вдоль шоссейных магистралей, чем решается сразу несколько проблем: от обеспечения безопасности до избавления от пыли и звукоизоляции. Построив ограждения у железнодорожных путей, мы, прежде всего, исключим проникновение на них террористов, а заодно и хулиганов, так называемых зацеперов. Мы неоднократно поднимали этот вопрос, проводили совещания с руководством РЖД, но в конечном итоге все упиралось в финансирование. Это, конечно, не отговорка, нужно принимать более решительные меры по воплощению нужного замысла в жизнь. Часто приводят в пример организацию системы безопасности в Израиле, но посмотрите, какие там ограждения: со специальной электронной начинкой, сенсорным освещением, так что в случае нарушения дежурному сразу приходит сигнал, содержащий сведения о месте и времени нарушения. К этому надо стремиться.
Я уже упоминал о том, что к поиску преступников на транспорте, в метро начали привлекать собак — это то, что мы можем сделать сразу. А за рубежом другой подход: там всю обстановку отслеживают по монитору психологи, они же под видом обычных пассажиров курсируют в залах ожидания. По большому счету нужно ориентироваться не на то, что проносит с собой человек, а на его поведение, жесты, мимику — они выдают беспокойство.
— Сразу приходит на ум трагедия в Петербургском метро, ведь молодой террорист не сразу решился на самоподрыв, он долго ездил в подземке, переходил со станции на станцию.
— Типичный преступник сегодня тоже преображается — это уже не бородатый абрек со стволом за пазухой. Это обычный парень, который открыл интернет, нашел в нем сайт с призывом к джихаду, мести — или раньше у него были такие контакты, неважно. Он идет в обычные магазины, покупает в них все составляющие взрывчатого вещества (рецептов его изготовления полно в интернете). Электронику для того, чтобы привести взрывное устройство в действие, берет из детских игрушек с дистанционным управлением. Наконец, все собрав, одевается скромно — в неброскую курточку, вязаную шапку, очки — и идет. Причем, старается держаться не в одиночку, а рядом с компаниями молодежи, особенно с группами девушек — так он менее заметен. С виду самый обычный, среднестатистический человек — вот каков современный террорист. Но как бы он ни старался замаскироваться, единственное, что его может выдать — это внутренние переживания, которые невольно выдают определенные напряженные группы лицевых мышц, скованность или наоборот размашистость движений — это может заметить только натренированный специалист. И в таких местах, как вокзалы, порты, аэропорты, психологи должны брать на заметку подобных людей. Затем к ним подойдет сотрудник полиции и вежливо попросит пройти проверку: если человеку есть что скрывать, он начнет беспокоиться еще больше и уже этим выдаст себя окончательно. Так что даже в местах большого скопления народа возможно выстроить работу соответствующих органов так, чтобы упреждать теракты.
Мы научились бороться с международным терроризмом — неужели не сможем справиться с терроризмом на местах?! Важно создать общую систему профилактирования, в которой будут широко применяться технические новинки. Мы обращались в разные инстанции с тем, чтобы инициировать принятие государственной программы. Но дело пойдет быстрее, если на местах ее элементы уже начнут внедряться: появятся ограждения железных дорог, более современные виды коммуникаций, сигнализаций. Начать подобную реконструкцию под силу губернаторам, главам административных органов: полученный в их регионах опыт может лечь в основу общей концепции, программы, ускорить ее принятие.
Процесс безопасности не может быть раз и навсегда решен: жизнь меняется, усложняется, преступники становятся все более изобретательными. Поэтому надо работать и работать, но не хаотично, а создавать нормальные цивилизованные способы противодействия, в которые будем вовлечены все мы: государство, правоохранительные, надзорные, контролирующие органы, и все население в целом. Тогда у преступников просто не останется шансов на успех.
Беседовала Наринэ Карапетян
Свернуть статью
О безопасности на транспорте (стр. 14-15)
Аннотация:
Интервью с руководителем Северо-Западного следственного управления на транспорте Следственного комитета РФ, генерал-лейтенантом юстиции С. Т. Сазиным посвящено противодействию террористам в наиболее уязвимом для их нападок секторе – на транспорте. Символично, что оно состоялось в годовщину теракта в петербургском метро. Предотвратить подобные трагедии возможно, только работая на упреждение, консолидируя усилия всех задействованных институтов государства (МВД, прокуратуры, городских и районных администраций, контролирующих органов) и общества в целом. Дополнительные возможности открывает внедрение новых технологий в оснащение транспортных магистралей (например, установка вдоль железнодорожных путей высоких заграждений с вмонтированными в них электронными датчиками), а также в организацию процесса контроля за пассажирами. Но более перспективным направлением считается дистанционная, по мониторам, или прямо в залах ожидания, под прикрытием, работа психологов, которые по едва заметной мимике могут вычленить в потоке пассажиров людей во взвинченном состоянии. Но жизнь меняется, усложняется, преступники становятся все более изобретательными. Поэтому надо, не дожидаясь принятия государственной программы, внедрять новые способы борьбы с терроризмом.Читать всю статью