Защита прав военнослужащих является задачей государства, а ее решение возложено на органы военного управления по подчиненности. Дополнительной гарантией реализации этих прав стала деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (в дальнейшем тексте — Уполномоченный). Возможностью обращения к Уполномоченному военнослужащие обладают в полной мере .
Отмечу, что соблюдение прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов находится в сфере особого внимания Уполномоченного. В структуре его аппарата создан отдел защиты прав этой категории граждан. Не следует забывать, что боеспособность Вооруженных сил во многом зависит от социального самочувствия людей в погонах. С позиции Уполномоченного главное в войсках – человек и его права. Самые прогрессивные структурные реформы в Вооруженных силах мало что дадут, если военная служба будет малопривлекательной.
Правовое положение военнослужащих, обусловлено спецификой возложенных на Вооруженные Силы задач. Выбрав военную стезю, гражданин тем самым делегировал государству право распоряжаться своей судьбой. Одновременно он получил право ожидать повышенного уровня социальной защиты.
Ежегодно к Уполномоченному поступает от полутора до двух тысяч обращений от военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей, лиц гражданского персонала Вооруженных сил. Жалобы, поступавшие в начале нулевых годов, в большинстве были следствием прогрессирующего обнищания военнослужащих. Среди массовых системных нарушений того времени можно назвать:
— низкий уровень денежного содержания, значительный разрыв в оплате труда военнослужащих и гражданских служащих;
— снижение уровня социальной поддержки в связи с отменой ряда льгот¸ в том числе по оплате жилья, коммунальных услуг, телефонной связи, бесплатного проезда на общественном транспорте и других;
— превышение разумных сроков обеспечения жильем, рост очередей нуждающихся в получении жилья по социальному найму и невозможность получения его после увольнения с военной службы по избранному постоянному месту жительства. Только по линии Министерства обороны число военнослужащих, нуждающихся в получении жилья, доходило в те годы до 172 тысяч, а желающих получить жилье по избранному месту после увольнения со службы — до 150 тысяч человек;
— низкая обеспеченность действующих военнослужащих служебными жилыми помещениями, длительные просрочки выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений;
— игнорирование нужд семей, утративших связь с Вооруженными силами, но проживающих в закрытых военных городках (в отселении нуждались более 80 тысяч человек);
— невыплаты положенных денежных средств военнослужащим, принимавшим участие в боевых действиях на территории Северо-Кавказского региона;
— нарушение прав граждан, проходящих военную службу по призыву, на жизнь, здоровье, неприкосновенность и достоинство личности, в том числе в связи с так называемой «дедовщиной».
Рассмотрение жалоб позволяет не только помогать отдельным людям, но и анализировать ситуацию, определять наиболее значимые острые проблемы. Особое внимание Уполномоченный уделяет выявлению и устранению типичных, системных ошибок правовой системы и правоприменительной практики, наносящих ущерб правам и свободам человека. Результаты этой работы излагаются в аналитических документах, а в части, касающейся военнослужащих, ветеранов и членов их семей — в ежегодных докладах Уполномоченного. Начиная с 1998 года подготовлено 19 ежегодных докладов. Военнослужащим посвящено два отдельных доклада: «О нарушении уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности» и «О соблюдении прав граждан в связи с прохождением военной службы по призыву».
Из названий этих документов видно, что они посвящены наиболее актуальным проблемам призыва, противодействию неуставным взаимоотношениям, а также другим аспектам соблюдения прав граждан, которые не избирали военную службу в качестве профессии, а были призваны в армию для исполнения конституционного долга. Именно этими обстоятельствами было обусловлено особое внимание Уполномоченного к ограждению молодых людей от различных посягательств на неотъемлемые личные права, связанных с оскорблением чести, унижением достоинства, издевательствами и насилием.
Следует отметить, что в настоящее время в Вооруженных Силах сделаны значительные шаги по обозначенным направлениям. Заметны подвижки в решении жилищных и других социальных проблем военнослужащих, ведется борьба с «дедовщиной», создана военная полиция, значительно увеличилась в войсках доля военнослужащих по контракту.
В тех случаях, когда изъяны правового регулирования или ошибочная практика их применения носят общий характер, нарушаются права и свободы сразу целых групп граждан, гораздо эффективнее решать однотипные дела в совокупности. Такая работа ведется в течение всего периода деятельности Уполномоченного. Обозначим отдельные действия Уполномоченного в защиту прав неопределенного круга лиц из числа военнослужащих, а также граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
В числе резонансных дел — восстановление прав более полутора миллионов военнослужащих на бесплатный проезд в пригородном железнодорожном транспорте, нарушенных министерством путей сообщения РФ в 1999 году, когда начальникам железных дорог было направлено указание об осуществлении перевозок военнослужащих на железнодорожном транспорте пригородного сообщения за наличный расчет. Такой порядок нарушил действовавший на тот момент редакции Федерального закона «О статусе военнослужащих». Уполномоченному пришлось направлять заключение министру путей сообщения РФ, обращаться к Генеральному прокурору РФ. Ущемляющее права военнослужащих распоряжение было отменено.
В 2015 году Уполномоченный выступил инициатором отнесения к ветеранам боевых действий граждан Российской Федерации, которые выполняют боевые задачи по борьбе с терроризмом в Сирийской Арабской Республике. Соответствующее предложение о необходимости дополнения федерального закона «О ветеранах» было сделано Уполномоченным на заседании Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. По итогам заседания В.В. Путин поручил правительству России рассмотреть вопрос о внесении в законодательство необходимые изменения, которые были приняты Федеральным собранием РФ.
Аналогично были обеспечены права военнослужащих, принимавших в 1992-1997 годах участие в боевых действиях на территории Республики Таджикистан.
Еще одна системная проблема, в разрешении которой Уполномоченный в течение длительного времени принимает участие, — это реализация жилищных прав жителей бывших закрытых военных городков. Эпизодом этой работы стало рассмотрение обращений жителей военных городков Чебаркуль (Челябинская область) и Рощинский (Самарская область). В интересах нескольких сотен семей ветеранов военной службы Уполномоченный неоднократно обращался в Министерство обороны. Были приняты меры по исключению из специализированного жилищного фонда военного ведомства и передаче части квартир этих городков в муниципальную собственность. У людей, отдавших военной службе долгие годы жизни, появилась возможность заключить на занимаемые жилые помещения договоры социального найма и реализовать право на их приватизацию.
Значимым источником информации для Уполномоченного служат средства массовой информации. Обзор публикаций позволяет выявить нарушения прав граждан и принять меры для их восстановления. Например, в статье «Работники котельных гарнизона намерены приостановить работу из-за задержки зарплаты» сообщалось, что в военном городке Читинской области с октября 2015 года гражданскому персоналу Вооруженных сил не выплачивалась заработная плата. По обращению Уполномоченного к военному прокурору Восточного военного округа имевшаяся перед 1620 работниками задолженность по заработной плате была погашена.
Важной формой работы, позволяющей получать информацию о ситуации с соблюдением прав человека на местах стали выезды в регионы, проведение выездных приемных. Показательно, что первую рабочую поездку в 1998 году Уполномоченный совершил в воинскую часть Министерства обороны РФ. Эта практика оказалась весьма эффективной. География поездок Уполномоченного и его сотрудников обширна: от Хабаровска до западных рубежей, от Архангельска до Чеченской Республики и стран СНГ — Белоруссии, Армении, где дислоцированы наши воинские части. Во время этих поездок Уполномоченный посещает казармы, столовые, медицинские учреждения, изучает документы, проводит встречи с солдатами и офицерами.
Отдельный цикл поездок был посвящен проверкам условий содержания военнослужащих на гауптвахтах ряда гарнизонов. Были выявлены нарушения прав военнослужащих, содержавшихся на гауптвахтах на продолжительность сна, ежедневные прогулки, пользование личными вещами, телевизором, холодильником, дополнительное приобретение продуктов питания и других разрешенных товаров, получение и отправление писем, денежных переводов, передач и посылок. Условия содержания военнослужащих на гауптвахтах не вполне соответствовали требованиям международных стандартов и Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». По результатам проверок министру обороны были направлены предложения о необходимых мерах по приведению условий содержания военнослужащих в условиях изоляции в соответствие с международными актами и российским законодательством. Это стало началом работы по пересмотру ведомственных актов и переоборудованию гауптвахт.
На постоянном контроле у Уполномоченного находится тема социальной поддержки семей военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, погибших (умерших) вследствие увечья или иного нарушения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей.
Так в ходе рабочей поездки в Сибирский федеральный округ в мае 2016 года, на личном приеме в г. Новосибирске к Уполномоченному обратились члены Общественного совета при ГУ МВД России по Новосибирской области по вопросу сохранения права вдовам и детям погибших (умерших) сотрудников на бесплатный проезд городским общественным транспортом за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. При пересмотре перечня граждан, имеющих право на приобретение единого социального проездного билета, указанная категория граждан (почти 300 семей) была из него исключена, и с начала 2016 года их социальные карты заблокированы. Названное решение областных органов государственной власти существенно отразилось на расходах их семейного бюджета, особенно тех, у кого основной доход состоит из пенсии по потере кормильца.
Полагая сложившуюся ситуацию недопустимой, Уполномоченный обратился к губернатору Новосибирской области с предложением восстановить права членов семей погибших сотрудников правоохранительных органов на льготный проезд. Реакция руководства региона была конструктивной. В настоящее время правительство Новосибирской области изыскало возможность для выплаты членам семей сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей, компенсации за 2016 год. Подготовлен также проект областного закона в сфере социальной поддержки, учитывающий описанную ситуацию.
Эффективное проведение проверок и вообще вся работа по восстановлению нарушенных прав военнослужащих, устранению способствующих им предпосылок невозможна без тесного взаимодействия с Главной военной прокуратурой и Министерством обороны РФ.
Еще в 2009 году Уполномоченным и Министерством обороны РФ был подписан «Меморандум о взаимодействии в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан». Условия этого документа в большинстве случаев неукоснительно соблюдаются. Ни одно обращение Уполномоченного в органы военного управления по вопросам, касающимся соблюдения прав и свобод граждан, не остается без деятельного реагирования. Имеется немало примеров, когда в результате вмешательства Уполномоченного, Министерством обороны РФ принимались оперативные меры и нарушенные права военнослужащего восстанавливались.
Совместная работа касается и нормотворчества. Так, при подготовке новых общевоинских уставов Минобороны обращалось к Уполномоченному с просьбой ознакомиться с разработанными проектами уставов и высказать свое мнение. Уполномоченный со своими сотрудниками изучил представленные документы и направил Министру обороны свои замечания, касающиеся аспектов соблюдения прав человека.
В 2016 году особое внимание было уделено нуждам российских граждан на территории Крыма. Во время поездки в Севастополь было принято 34 человека. Всем обратившимся были даны разъяснения, большая часть обращений, требующих проведения проверок, были приняты к рассмотрению.
Важным направлением деятельности Уполномоченного является взаимодействие на международном уровне, в том числе по вопросам защиты прав военнослужащих и членов их семей. Подписаны двухсторонние соглашения о сотрудничестве со многими иностранными омбудсменами, в первую очередь ближнего зарубежья – Республики Армения, Азербайджанской Республики, Киргизии. Использование международных контактов, взаимопомощь коллег позволяют эффективнее защищать права граждан.
«Типовые» ситуации, в которых Уполномоченный обращается к своим коллегам в постсоветских государствах, связаны с широко распространенной проблемой получения документов для назначении пенсий военнослужащим и членам их семей, в прошлом проходивших службу или работавших на территории бывших республик СССР. Направлять запросы для урегулирования этих проблем напрямую в органы власти других стран Уполномоченный не может, перегружать российские консульские учреждения поручениями, на выполнение которых в рамках протокола у них уйдет масса времени, старается воздерживаться. В таких обстоятельствах обращение за помощью к зарубежным коллегам нередко оказывается для Уполномоченного чуть ли не единственным вариантом восстановления социальных прав заявителей.
Для иллюстрации конструктивного сотрудничества в непростых международных условиях можно привести совместную работу с Уполномоченным Верховной Рады Украины по правам человека Валерией Владимировой Лутковской в 2016 году.
Суть дела такова. Участник Великой Отечественной войны Г., 1918 года рождения, награжденный государственными наградами, до 2014 года проживал в городе Луганске, где получал пенсию за выслугу лет. После переезда на постоянное местожительство в г. Москву он в 2015 году получил гражданство России и обратился за назначением пенсии. Официальные запросы компетентных российских органов в Пенсионный фонд Украины о предоставлении необходимых для назначения пенсии документов результатов не дали. В итоге 97-летний ветеран остался без средств к существованию. Благодаря взаимодействию с украинской коллегой Уполномоченному удалось добиться получения запрашиваемых документов. Участнику войны назначена пенсия, своевременно не полученные денежные средства с момента обращения в пенсионные органы России выплачены в полном объеме.
Хорошо, что в последнее время общество приходит к пониманию того, что армия не обуза, а жизненно необходимый важный государственный институт. Заметны позитивные изменения в соблюдении прав военнослужащих на обеспечение жильем, повышено денежное содержание.
Приходит время вернуться к старым, не решенным в свое время проблемам. В первую очередь, по мнению Уполномоченного к ним относится соблюдение прав инвалидов войны и боевых действий.
Инвалиды, страдающие нарушением функций опорно-двигательного аппарата, нуждаются в обеспечении автомобилями. Многие из них стремятся к активному участию в жизни общества. Возможность передвижения на личном автомобиле устраняет значительную часть проблем, связанных с трудоустройством, сохранением здоровья, занятиями спортом, общением с людьми, культурным досугом.
До 1 января 2005г. они в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» имели право на обеспечение автомобилями как техническим средством реабилитации в соответствии с медицинскими показаниями и индивидуальной программой реабилитации. Однако с 1 января 2005г. нормы федеральных законов, предусматривающие обеспечение инвалидов транспортными средствами, утратили силу. Вместо этого была введена компенсация в виде ежемесячных денежных выплат, которые ни по размеру, ни по качеству не заменяют личный автотранспорт.
К сожалению можно констатировать, что пока равноценной замены существовавшей льготе так и не найдено.
В то же время, в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» лица, пострадавшие на производстве, получившие травмы опорно-двигательного аппарата по медицинским показаниям обеспечиваются бесплатными транспортными средствами. С 2000 года Фонд страхования Российской Федерации предоставил транспортные средства необходимой модификации около 24 тысячам пострадавшим на производстве.
В связи с этим вопрос о восстановлении права военных инвалидов на получение автомобиля при наличии медицинских показаний, ввиду его социальной значимости должен стать предметом внимания федеральной власти, поскольку эти лица имеют не меньшие, а, пожалуй, и большие основания на получение компенсации за утраченное здоровье.
В Государственной Думе с мая 2016 года находится на рассмотрении проект закона № 1060852-6 «О внесении изменений в статьи 13 и 14 Федерального закона «О ветеранах», предусматривающий обеспечение транспортными средствами за счет федерального бюджета инвалидов Великой Отечественной войны, инвалидов боевых действий и инвалидов вследствие военной травмы. Уполномоченный выступает за принятие указанного законопроекта.
Сегодня повышается престиж и привлекательность военной службы, возвращается восприятие ее как школы патриотизма, мужества и стойкости. Уполномоченный полагает, что проходить военную службу должны только граждане, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Между тем, рост поступающих Уполномоченному жалоб на нарушение прав граждан при проведении призывных мероприятий свидетельствует о недостатках в работе призывных комиссий.
Статистика свидетельствует, что на протяжении уже нескольких лет необоснованный призыв на военную службу граждан, негодных к ней по состоянию здоровья, составляет более 200 человек в год. Их привлечение на военную службу не только нарушает их права, но и негативно влияет на климат в армейской среде, отражается на боеготовности армии. К тому же досрочное увольнение призванных на военную службу граждан в связи с заболеваниями, имевшимися у них еще до призыва, влечет неоправданные потери из государственного бюджета, которые могли бы быть использованы на повышение обороноспособности государства и улучшение социального обеспечения военнослужащих.
Данную тему Уполномоченный впервые поднял еще в 1998 году. В докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2015 год руководителям субъектов Российской Федерации было рекомендовано принять неотложные меры по наведению должного порядка в работе призывных комиссий с тем, чтобы исключить подобного рода случаи нарушения прав граждан и законодательства Российской Федерации. В связи с отсутствием видимых позитивных изменений Уполномоченный предлагает главам регионов и муниципальных образований взять соблюдение прав граждан при призыве на военную службу на личный контроль.
* * *
По прошествии 20 лет с момента принятия Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» есть основания заявить, что институт Уполномоченного в России состоялся и действует, эффективно защищая права и законные интересы граждан.
Свернуть статью
О защите прав военнослужащих (стр. 26-28)
Аннотация:
В статье рассказывается о деятельности уполномоченного по правам человека. Ежегодно к уполномоченному поступает до двух тысяч обращений от военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей, лиц гражданского персонала ВС – обычно на низкий уровень денежного содержания, отмену льгот, задержки с обеспечением жильем, «дедовщину» и т.д.. Сейчас их острота частично снята. Когда жалобы носят системный характер, уполномоченный по правам человека анализирует их причины и обобщает выводы в ежегодных докладах. Так, были восстановлены права более 1,5 млн военнослужащих на бесплатный проезд в электричках; в 2015 г. к ветеранам боевых действий были отнесены военнослужащие, выполняющие боевые задачи в Сирийской Арабской республике, а также принимавшие участие в боевых действиях на территории Таджикистана в 90-х годах. Еще одним источником информации для уполномоченного являются СМИ: после их выступлений в некоторых гарнизонах была погашена задолженность по заработной плате, в ряде областей решен жилищный вопрос для нескольких сотен семей ветеранов военных действий. В поле зрения уполномоченного множество вопросов: содержание военнослужащих на гауптвахтах, поддержка семей погибших при исполнении боевого долга военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов; нужды российских граждан в Крыму после присоединения полуострова к России. С уполномоченным советуются при составлении воинских уставов, при взаимодействии на международном уровне, в первую очередь со странами ближнего зарубежья. Из вопросов пробуксовывающих требуют незамедлительного решения восстановление права военных инвалидов на получение личного транспорта, прекращение необоснованного призыва на срочную службу граждан, негодных к ней по состоянию здоровья, и ряд других. По прошествии 20 лет с момента принятия Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» есть основания заявить, что институт уполномоченного в России состоялся и действует, эффективно защищая права и законные интересы граждан.Читать всю статью