В феврале состоялась расширенная коллегия МВД России, на которой были подведены итоги оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел и служебно-боевой деятельности внутренних войск, а также работы ФМС России за 2007 год и поставлены задачи на 2008 и последующие годы. В работе коллегии участвовали президент Российской Федерации В.В. Путин и министр внутренних дел России генерал армии Р.Г. Нургалиев.
Своими мыслями о приоритетных задачах системы образовательных учреждений МВД России, вытекающих из решений коллегии, делится начальник Санкт-Петербургского университета МВД России, генерал-майор милиции
Василий Анатольевич Кудин.
Хотя деятельность Министерства внутренних дел была признана удовлетворительной и президент поблагодарил сотрудников органов внутренних дел и внутренних войск за проделанную работу, эту благодарность следует воспринимать как своеобразный аванс, потому что в выступлении главы государства был оглашен целый перечень тех первоочередных проблем, над решением которых должно работать руководство Министерства внутренних дел России.
Прежде всего, к наиболее важным проблемам относятся те, что напрямую связаны с защитой российской государственности: борьба с терроризмом и экстремизмом, с преступлениями, совершаемыми на почве ксенофобии и межэтнической розни.
Ключевыми задачами МВД России Президент также назвал формирование действенной системы профилактики правонарушений, борьбу с преступностью несовершеннолетних, борьбу с коррупцией, а также коренное изменение ситуации на автомобильных дорогах.
Особое внимание В.В. Путин потребовал обратить на преступления против личности – в структуре преступности их доля самая большая, они же дают и наиболее высокий прирост к числу нераскрываемых преступлений. Нераскрытыми остаются почти два миллиона преступлений. И причина этого, подчеркнул Президент, в том, что «качество оперативно-следственной работы хромает».
Министр внутренних дел генерал армии Р.Г. Нургалиев в своем докладе подчеркнул, что впервые за пятнадцать последних лет милиции удалось изменить к лучшему криминогенную обстановку*.
Говоря о задачах на 2008 год, Р.Г. Нургалиев отметил, что в первую очередь необходимо продолжать работу по формированию действенной системы обеспечения общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина. С этой целью будет активизироваться работа по внедрению комплексной многоуровневой системы профилактики с использованием возможностей государственных органов, образовательных, социальных и медицинских учреждений, общественных объединений.
В 2008 г. планируется разработать и принять Федеральную целевую программу «Профилактика преступлений и иных правонарушений в Российской Федерации на 2009-2012 годы», а также представить на рассмотрение Государственной Думы проекты законов «Об основах профилактики правонарушений в Российской Федерации» и «Об участии граждан в охране общественного порядка».
В интересах противодействия организованной преступности и коррупции МВД в 2008 г. приступает к реализации Федеральной целевой программы «Усиление борьбы с организованной преступностью и коррупцией в Российской Федерации на 2008-2013 годы».
В октябре 2008 г. в Санкт-Петербурге запланировано проведение 77-й сессии Генеральной ассамблеи Интерпола. На нее прибудут более 600 делегатов из 186 стран. Проведение этого мероприятия будет способствовать повышению авторитета Российской Федерации в международном полицейском сообществе. Весьма вероятно, что в этом форуме примут участие и представители Санкт-Петербургского университета МВД России.
Сидя в зале заседаний и конспектируя ключевые моменты выступлений Президента и министра, беседуя в перерывах с коллегами, я ловил себя на мысли о том, что наш Университет – одно из звеньев той исполнительской цепочки, на которую ложится выполнение поставленных задач. Как ведомственное образовательное учреждение, наш вуз имеет двоякое отношение к этим задачам: с одной стороны, мы должны непосредственно решать их, а с другой – опосредованно влиять на их выполнение через более качественную подготовку кадров для органов внутренних дел. Нетрудно заметить, что все указанные главой министерства программы рассчитаны на несколько лет. Но одно дело – выйти на намеченные рубежи (именно на это и рассчитаны эти программы), и совсем другое – удержаться на них. Как известно, это гораздо сложнее. А удерживать взятые рубежи придется нашим сегодняшним курсантам, нынешним перво- и второкурсникам.
Что это означает? Не более и не менее, как то, что учебный процесс должен «бить с упреждением», что мы должны давать курсантам те знания, умения и практические навыки, которые будут в полной мере востребованы через четыре-пять лет. Кто-нибудь, наверное, возразит: «Нам не дано предугадать…». И будет неправ. Да, не дано – в мелочах, в конкретных фактах, но тенденцию, товарищи ученые, вы должны улавливать – на то вы и ученые, на то и тратило государство немалые средства на ваше образование. Или вы не за этим шли в науку? Дмитрий Иванович Писарев как-то заметил: «Кто не идет в университет как в храм науки, тот идет в него как в преддверие карьеры». Ныне слово «карьерист» перестало быть ругательным, и высказывание типа «хочу сделать научную карьеру» вызывает даже уважение. Но...
Совершенно никакого желания нет, стоя на трибуне перед сонмом уважаемых людей, смотреть на них горящим взглядом и, указуя перстом на всех вместе и каждого в отдельности, вопрошать: «А ты? Что сделал ты, уважаемый профессор, для решения поставленных страной и ее руководством задач?». И не потому, что это бесполезно, а потому, что каждый преподаватель должен помнить об этом постоянно.
Опросы, регулярно проводимые социологами среди следователей, оперативных сотрудников, работников суда и прокуратуры, показывают, что людям нужны реальные практические знания, что они желают знать больше, и более 40 процентов их знакомятся с последними научными работами по своей специальности. И что же дальше? А то, что только три процента из них пытаются применять полученные знания в своей практической деятельности. Пытаются… Как вы думаете, почему? Наверное, потому, что некоторые «научные» исследования не имеют никакой практической ценности, другие изложены столь заумным языком, что оперу легче поймать двух-трех бандитов, чем продраться через наукообразные дебри, третьи годами пережевывают одну и ту же жвачку, словно забыв о том, что учитель должен учиться вместе со своими учениками… Думаю, тут к месту будут слова Белинского: «Кто не идет вперед, тот идет назад: стоячего положения нет».
Пожалуй, коллективу университета нужна небольшая встряска, которая заставила бы людей проснуться, посмотреть вокруг себя немного другими глазами. Такой встряской стало очередное реформирование и перестройка всей нашей работы, которые начались в прошлом году и продолжаются в нынешнем. Однако мы не утратили своих позиций и, выполняя решения коллегии, должны наращивать свои усилия по всем направлениям деятельности вуза.
Критические замечания Президента России по поводу качества оперативно-следственной работы – это высказанное практически прямым текстом указание образовательным учреждениям системы МВД существенно улучшить подготовку кадров.
Что ж, в нашем вузе подвижки произошли: уже сегодня мы можем сказать, что уверенно идем по пути внедрения в учебный процесс передовых обучающих технологий и повышения практической направленности обучения. В текущем году должны быть внедрены системы управления качеством образовательного процесса, продолжится профилизация образования и вырастет практическая составляющая его содержания.
Нами разработано и одобрено несколько планов развития, в том числе и долгосрочных, реализация которых будет способствовать выполнению поставленных задач. Среди них, в частности, концепция информатизации и концепция психологического обеспечения образовательного процесса. Существенным прорывом вперед должна стать реализация тех предложений, которые были высказаны в ходе учебно-методического сбора постоянного состава университета «Актуальные проблемы подготовки кадров для органов внутренних дел и обеспечение практической направленности обучения» (9-11 января 2008 г.). Активное участие в этом мероприятии приняли начальник ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области генерал-лейтенант милиции В.Ю. Пиотровский и его заместители. Они говорили о необходимости более тесного взаимодействия вуза и органов внутренних дел в решении вопросов повышения практической направленности образовательного процесса, адаптации выпускников к службе в территориальных подразделениях, научного прогнозирования их потребностей в кадрах различных специальностей. Важной предпосылкой надлежащей подготовки кадров является качественное укомплектование вуза переменным составом. На 2008 г. мы наметили комплекс мероприятий, направленных на решение этой проблемы. Соответствующий план одобрен ученым советом университета.
Задачи органов внутренних дел по профилактике преступности среди несовершеннолетних, работа с трудными подростками также являются и нашими задачами. В их решении у вуза накоплен немалый опыт: мы шефствуем над рядом школ и специализированных детских учреждений города и области. В перспективе надо подумать об организации летнего лагеря для трудных подростков в нашем учебном центре. Польза будет обоюдная: ребята будут под присмотром и заняты полезным делом, а наши курсанты получат практику работы с этой «неудобной» категорией населения.
На коллегии МВД РФ поднималась проблема охраны общественного порядка в крупных городах, подготовки соответствующих специалистов. В наших планах – а они активно поддержаны губернатором Санкт-Петербурга и одобрены ДКО МВД России – создание факультета подготовки кадров для милиции общественной безопасности города. Именно на этом факультете будут готовиться школьные участковые инспекторы, сотрудники ГИБДД, специалисты по обеспечению порядка на многочисленных рынках города. 2008 год должен стать годом реализации этой идеи.
Важное место в работе коллегии, как было уже сказано, отводилось социальным проблемам. То, что их решению в 2007,г. уделялось большое внимание, каждый из нас ощутил на себе. Это и надбавки к денежному содержанию, и серьезные премии по итогам года и ко Дню милиции. Генри Форд-старший как-то сказал: «Только два стимула заставляют людей работать: жажда заработной платы и страх ее потерять». Министр специальным приказом от 26 декабря 2007 г. № 1216 установил с 1 января 2008 г. дополнительные выплаты – ежемесячные надбавки в размере до 75% должностного оклада (тарифной ставки) – сотрудникам и работникам вуза. Тут вам и законное желание заработной платы (эти надбавки выплачиваются по конкретным результатам работы за месяц), и опасения потерять эти деньги (надбавки пересматриваются ежемесячно и регулируются в широких пределах). Так что работайте – и зарабатывайте!
В наших планах – строительство многоквартирного жилого дома, приведение в порядок общежитий, дальнейшее развитие социально-бытовой инфраструктуры. Надеюсь, через два-три года в очередной отчет о количестве построенного для сотрудников МВД жилья будут вписаны и наши квадратные метры.
* * *
Качество подготовки кадров в вузе в решающей степени зависит от состояния материально-технической базы. В интересах ее укрепления нами подготовлена и реализуется соответствующая долгосрочная комплексная программа, рассчитанная на период до 2011 г. Ею предусмотрено строительство и капитальный ремонт многих наших объектов, в т.ч. возведение спортивных комплексов, оборудование тиров и специальных полигонов. Особенность этой программы в том, что она согласовывается как с правительствами Санкт-Петербурга и Ленинградской области, так и с соответствующими департаментами МВД России. На ее воплощение в жизнь только по бюджету потребуется более 250 миллионов рублей. Многое в этом направлении уже сделано: введено в строй 11 аудиторий, 4 компьютерных класса, информационно-образовательный центр, завершен ремонт ряда помещений. Конечно, впереди еще много работы, но уже сегодня видно, как перестраивается и хорошеет университет.
В решении задач, стоящих перед органами внутренних дел в 2008 г., свое место должна найти и наша вузовская наука. У нас немало замечательных ученых, светлых голов, которые делают для нашей страны большое и нужное дело. Но какова реальная польза от нашей науки?
Не буду спорить – хитроумные теоретические изыскания, поиск исторических ассоциаций, тонкости философских позиций тоже нужны, как необходимы и уточнение терминологии, и критика существующего законодательства, и предложение новых классификаций…
Однако милиционер ППС Ваня Иванов или следователь Петя Петров вряд ли разберутся в юридических хитросплетениях узких вопросов. У них есть свои проблемы и свои вопросы, на которые очень часто не могут ответить и их старшие товарищи. Им хочется знать, что можно и что нельзя, а если нельзя, то почему и где об этом говорится. Им хочется знать, как правильно заполнять документы и как случайно не влететь на запретную территорию, которая называется «права подозреваемого (обвиняемого)»…
Кроме кодекса да устава нет у этих ребят настольной книжки, по которой бы сверяли они юридическую правильность своих действий. Такие книжки должны были бы написать наши ученые… Впрочем, почему «были бы должны»? Напишут, непременно напишут! Недаром в планах нашей работы на 2008 год значатся разработка и издание учебников и учебных пособий нового поколения, завершение работы по формированию учебно-методических комплексов и подготовке лекций. И ведь это – только начало!
Конечно, у нас, как и в министерстве в целом, большое внимание уделяется профессиональной подготовке кадров. Обучение ведется по многим специальностям: юриспруденция, правоохранительная деятельность, судебная экспертиза, государственное и муниципальное управление, финансы и кредит, психология и социальная педагогика и др. Ежегодно в России 34 ведомственных образовательных учреждения МВД России выпускают примерно 27 тысяч специалистов, и немалая доля из этого числа – наши выпускники.
В результате растет образовательный уровень личного состава. В последние годы количество сотрудников с высшим и средним специальным образованием в стране увеличилось на 10 процентов и достигло почти 70 процентов. Юридическое образование имеет почти половина начальствующего состава. Например, в следственных аппаратах такие специалисты составляют 84,9 процента, в уголовном розыске – 61,8 процента. Конечно, это можно и нужно ставить себе в заслугу. Но хотелось бы сказать и о том, что наука и практика у нас по-прежнему далеки друг от друга.
Иными словами, научный потенциал, которым мы так привыкли гордиться, должен быть направлен на научное обеспечение деятельности органов внутренних дел и совершенствование подготовки кадров. Для нас главные критерии успешной научной деятельности – реальный вклад науки в решение этих двух задач, а не количество защищенных диссертаций.
Надо иметь в виду, что мы выполняем социальный заказ государства, и речь идет не о широте охвата проводимых нами научных исследований и не о рекордном количестве их, а прежде всего о качестве и значимости для того ведомства, в котором мы служим, о соответствии их основным направлениям деятельности органов внутренних дел и внутренних войск.
Честно говоря, порой удивляет выбор тем диссертаций наших адъюнктов и докторантов. Что-то вроде знаменитого «Влияния лунного света на рост телеграфных столбов». Неужто совсем не осталось жизненных, проблемных, актуальных направлений для исследований? Неправда! Проблемы, которые поднимались на коллегии, буквально вопиют о необходимости их научной проработки. Вот где самое широкое поле деятельности для наших ученых, докторантов и адъюнктов! На 2008 год нами запланировано повышение эффективности научной работы, организация и проведение прикладных исследований в интересах органов внутренних дел, активизация деятельности диссертационных советов, привлечение к научно-исследовательской работе буквально каждого преподавателя. Научный работник любого ранга обязан не только «отчитывать часы» в аудиториях, не только вести методическую работу, но и выдавать «на-гора» научную продукцию – в виде пособий, статей, монографий. Об этом у нас как-то подзабылось, но, думаю, уже в этом году ситуация кардинально изменится.
На коллегии говорилось о росте авторитета милиции, о том, что ее ряды все решительнее очищаются от людей недостойных, об укреплении ее духовно-нравственного потенциала.
Наша задача – наращивание усилий в формировании профессионально-нравственных качеств у курсантов и слушателей, активизация работы по выполнению мероприятий университетской комплексной программы воспитания на период до 2010 г., программы реформирования воспитательной работы в органах внутренних дел. Связано это с тем, что при резком повышении требований к качеству образования, формированию личности молодых сотрудников органов внутренних дел дальнейшее экстенсивное развитие системы ведомственного образования становится малоэффективным. Нам надо изыскивать внутренние резервы.
В настоящее время министерство, согласно разработанной концепции совершенствования профессиональной подготовки кадров органов внутренних дел, рассчитанной на период до 2010 г., оптимизирует структуру образовательных учреждений МВД России. Различные виды подготовки будут объединены на базе образовательных комплексов, что позволит обеспечить содержательное и организационное единство учебного процесса – от первоначальной подготовки до послевузовского образования.
Изложенное выше требует внимательного изучения материалов коллегии, использования их для актуализации содержания учебного и воспитательного процессов, широкого ознакомления с ними наших обучаемых и сотрудников, а главное – честного и добросовестного выполнения своего долга перед государством и народом.
*Основные положения этого доклада содержатся в статье Р.Г. Нургалиева, опубликованной в 1-м выпуске журнала «Защита и безопасность».
Свернуть статью
После коллегии (стр. 31-33)
Аннотация:
В феврале состоялась расширенная коллегия МВД России, на которой были подведены итоги оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел и служебно-боевой деятельности внутренних войск, а также работы ФМС России за 2007 год и поставлены задачи на 2008 и последующие годы. В работе коллегии участвовали президент Российской Федерации В.В. Путин и министр внутренних дел России генерал армии Р.Г. Нургалиев.Своими мыслями о приоритетных задачах системы образовательных учреждений МВД России, вытекающих из решений коллегии, делится начальник Санкт-Петербургского университета МВД России, генерал-майор милиции
Василий Анатольевич Кудин.
Читать всю статью