Расширение территории превратило Русь в многонациональное государство с особой этнографической структурой. Миллионы русских, украинцев, белорусов переселились в Сибирь, на Дальний Восток, в Центральную Азию, Закавказье, Прибалтику. Сотни тысяч коренных жителей этих регионов влились в население европейской части единого Российского государства.
Именно русским переселенцам предстояло духовно скрепить империю. И они с честью выполнили эту историческую миссию, оставшись в памяти «живыми и убежденными проводниками общей веры в целостность и неделимость нашего отечества».
Отчетливая и эффективная миграционная политика начала проводиться в конце XVII века, когда Россия, не имея миграционного потенциала на своей территории, начала активно привлекать не только собственное население, но и иностранцев для заселения и освоения огромных отдаленных и малолюдных территорий Урала, Сибири и Дальнего Востока.
Обеспечивая русское присутствие на азиатских окраинах, государство способствовало в первую очередь заселению стратегически важных территорий – трактов и пограничных линий, пополнению военных гарнизонов и административных учреждений.
Первыми переселенцами в восточные районы страны были ссыльные раскольники и представители служилого населения, включая казаков донского и запорожского войск, стрельцов, бессрочно отпускных солдат, подьячих, духовенства, боярских детей.
Осваивая российские окраины, правительство исходило из убеждения, что только та земля может считаться исконно русской, где прошел плуг русского пахаря. Крестьянская колонизация вошла в историю нашей страны в качестве важнейшего компонента имперской политики, а крестьянин самым эффективным проводником ее высокой просветительской и цивилизаторской роли.
В XVIII веке увеличение русского населения Сибири прошло в основном за счет беглых помещичьих и черносошных крестьян, которые не выдворялись, но принудительно переселялись в районы первейшей государственной необходимости: в притрактовую полосу в Барабинской степи, Прииртышье, Забайкалье, в район Якутско-Охотского тракта.
Крупным проектом стал сенатский указ 1799 года о населении «Сибирского края, прилежащего к границам китайским». Он предполагал принудительное заселение стратегически важных территорий, а его конечной целью было хозяйственное освоение Сибири. Мечтой наших соотечественников было стремление с помощью Сибири и Средней Азии как колыбели вырастить новую сильную Россию и с ее помощью поддержать «хиреющий русский корень».
Но массовое переселение началось в 90-х годах XIX столетия, Оно сопровождалось созданием специальной структуры государственных учреждений. 2 декабря 1896 г. в связи с необходимостью государственного контроля за перемещением больших крестьянских масс из Центральной России за Урал в Министерстве внутренних дел было учреждено Переселенческое управление, как центральное государственное ведомство по переселенческим (миграционным – в современной трактовке) делам.
Деятельность Переселенческого управления МВД, в котором с первого дня образования до упразднения 19 сентября 1905 года проходил государственную службу автор предлагаемой книги, писатель Владимир Людвигович Кигн (Дедлов), внесла огромный вклад в становление миграционной политики в нашей стране.
Именно в этот период великий реформатор России Петр Аркадьевич Столыпин, придерживаясь концепции единой и неделимой России, призывал крепче стянуть рельсами «державное могущество великой России».
Сибирская железная дорога стала главным фактором широкомасштабного хозяйственного освоения территории Азиатской России, «распространения и упрочения русской народности».
Сооружение крупнейшей в мире стальной магистрали стало свидетельством высочайшего уровня инженерной подготовки, смелости, находчивости и мужества изыскателей и строителей. Оно означало качественно новый этап в экономическом развитии Сибири и Дальнего Востока, способствовало укреплению государства, создало новые возможности для защиты национальных интересов России.
С началом ее строительства переселенческая политика приобрела новые черты: расширение объема правительственной помощи переселявшимся, осуществление экономико-статистических, почвенно-ботанических и агрономических исследований земельных угодий, проведение исследовательских экспедиций, организация поземельно-устроительных, топографических, межевых, землеотводных и гидротехнических работ, развертывание агрономических школ и опытных полей, создание переселенческих земельных фондов, выделение ссуд, перевозка переселенцев и обеспечение водворения на заселяемой территории, строительство школ и церквей, открытие врачебных и фельдшерских пунктов в местах водворения.
В ознаменование окончания строительства Сибирской железной дороги в Иркутске по решению городской думы в 1908 году был открыт пятиметровый бронзовый памятник императору Александру III (скульптор – Роберт Бах), считавшемуся покровителем грандиозной сибирской стройки.
Столыпинская реформа резко увеличила масштабы переселенческого движения, которые превзошли всяческие ожидания. После 1910 года и до начала Первой мировой войны ежегодное число переселенцев колебалось в пределах 250-300 тысяч человек. С 1907 по 1914 годы только в Сибирь переселилось свыше 2,5 млн крестьян.
Осмысление переселенческой истории России в современных условиях, которым занялся Институт социальной памяти Академии военных наук, представляется делом чрезвычайно важным и целесообразным, причем не только с историко-познавательной, но и с конкретно-прикладной точки зрения.
И очень отрадно, что мы сегодня обращаемся к наследию почти забытого русского писателя, выдающегося государственного и общественного деятеля В.Л.Кигна (Дедлова), который проблемы переселенческого дела в России поставил во главу угла не только своей служебной биографии, но также и творчества – публицистики, экономической статистики и социологии.
Предлагаемым читателям произведениям больше ста лет, но они по-прежнему звучат современно и поучительно. Это настоящий памятник нашим праотцам, крестьянам-переселенцам, которые, по образному выражению историка Д. Ливена, не только скрепили огромное имперское пространство, но и обеспечили перспективу национального строительства России. И хотя Российская империя, а затем и СССР рухнули, «новой России удалось вобрать в себя и поглотить в своем «материнском лоне» жемчужину своей имперской короны – Сибирь и благодаря этому остаться великой державой».
1 В 1920 году памятник был демонтирован, а в 2001 году в связи со 100-летием Транссибирской магистрали вновь восстановлен на берегу Ангары в первозданном виде по инициативе Министерства путей сообщения и Восточно-Сибирской железной дороги.
Свернуть статью
Они скрепили империю (стр. 6-7)
Аннотация:
Расширение территории превратило Русь в многонациональное государство с особой этнографической структурой. Миллионы русских, украинцев, белорусов переселились в Сибирь, на Дальний Восток, в Центральную Азию, Закавказье, Прибалтику. Сотни тысяч коренных жителей этих регионов влились в население европейской части единого Российского государства.Именно русским переселенцам предстояло духовно скрепить империю. И они с честью выполнили эту историческую миссию, оставшись в памяти «живыми и убежденными проводниками общей веры в целостность и неделимость нашего отечества».
Читать всю статью