Выдающийся ученый и кораблестроитель Алексей Николаевич Крылов в 1912 году был назначен на должность генерала, состоящего в распоряжении морского министра И.К. Григоровича, причем давать поручения Крылову мог только сам министр. Одно из таких поручений было связано с постройкой четырех линейных крейсеров типа «Измаил» водоизмещением 30 тыс. тонн каждый. Для этих кораблей была запланирована скорость до 28 узлов вне зависимости от погодных условий. Для надежной работы корабельного двигателя в шторм предполагалась установить цистерны Фрама, но они были установлены только на иностранных судах и их надежность и технические характеристики были по сути неизвестны. После многомесячных споров об их применении морской министр решил зафрахтовать иностранное судно, оснащенное цистернами Фрама, чтобы проверить их работу в штормовую погоду. Поскольку проволочек с получением денег не было, уже на следующий день был зафрахтован пароход «Гамбург».
Но проблемы появились там, где их совсем не ждали, а именно – в Министерстве иностранных дел. Чиновники категорически отказывались незамедлительно выдать дипломатические паспорта группе военных инженеров без «высочайшего соизволения». Отвечали, что нужно ждать две недели, а может быть, и больше. А выезжать следовало уже через несколько дней, зафрахтованный пароход ждать не будет. Оценив ситуацию, Крылов надел мундир генерал-лейтенанта и отправился в МИД. Для начала кораблестроитель попал к начальнику канцелярии министерства, потом к вице-директору первого департамента, затем к директору второго департамента, который замкнул круг, отправив Крылова обратно в канцелярию. Но, зная чиновничий аппарат, Крылов не растерялся. Он поймал курьера, сунул ему пятирублевый золотой и объяснил суть дела. Уже через несколько минут генерал оказался у делопроизводителя Ивана Петровича Васильева, который заменил «высочайшее соизволение» своим собственным решением. Видимо, исполнить невысказанную высочайшую волю и заместить императора ему было приятно. Паспорта на членов своей миссии генерал получил сразу, а научное оборудование на следующий день оснастил дипломатическими ярлыками и сургучными печатями все тот же курьер Петров, который за свои труды получил еще 15 рублей золотом, а на прощание обратился к генералу Крылову: «Ваше сиятельство» и, раскланиваясь, удалился. Вот таким образом за 20 рублей золотом, – надо сказать, немалая по тем временам сумма, – делегация, морские офицеры благополучно прошли и нашу, и немецкую таможни, своевременно прибыв в порт назначения.
Но на этом опыт академика Крылова в области взяткодательства и коммерческого подкупа исчерпан не был. 8 марта 1913 года на острове Мадера русские моряки заметили итальянский линкор Dante Alighieri, который был оснащен цистернами Фрама. Крылов пригласил двух итальянских инженеров с линкора и не пожалел денег на угощение. Его ожидания оправдались: итальянцы в ответ пригласили своих русских друзей на свой линкор, где инженеры-поручики С. Яковлев и А. Грауэн сумели «срисовать» ряд ценных технических решений, о чем и доложили Морскому техническому комитету. Исследования же самих собственно цистерн Фрама показали, что при скорости меньше 10 узлов размах качки при всяком курсе относительно волны уменьшается включением цистерн на 50%. На этом работа комиссии, возглавляемой А.Н. Крыловым, закончилась. Однако до самой смерти А.Н. Крылов сохранял склонность к даче взяток… но исключительно в интересах дела. И ведь ни разу не попался.
Об авторе
Радьков Андрей Георгиевич,
подполковник милиции в отставке
Музей правоохранительных органов и Вооруженных сил ОГО НРО ВФСО «Динамо»
Свернуть статью
Как генерал взятки давал
Аннотация:
И в царские времена взяточничество процветало в российской оборонной промышленности. Так поступал и выдающийся ученый и кораблестроитель АН.Крылов. Получив от морского министра И.К.Григоровича поручение курировать постройку четырех линейных крейсеров типа «Измаил», для решения сложного технического вопроса он должен был незамедлительно отправить группу российских инженеров за границу. Но их отказались выпустить в Министерстве иностранных дел, требуя «высочайшего соизволения» и затягивая решение на несколько недель. Никакие обращения к начальству не возымели действия. Но стоило Крылову дать пятирублевый золотой курьеру, как тот отвел ученого к делопроизводителю, который и решил дело благополучно. И так до самой своей смерти Крылов не брезговал давать взятки, но исключительно в интересах дела.Читать всю статью