Минувший, 2013 год для России, а особенно для ее Военно-морского флота, стал переломным в служебно-боевой деятельности в арктическом регионе. Силы Северного флота осуществили одновременно два арктических похода, в которых было задействовано 12 надводных кораблей, исследовательских судов и судов обеспечения.
Отряд, возглавляемый тяжелым атомным ракетным крейсером «Петр Великий», совершил переход к архипелагу Новосибирских островов, где высадил морской десант на остров Котельный и принял активное участие в восстановлении арктического аэродрома «Темп». Отряд гидрографических судов Северного флота побывал в районе архипелага островов Земля Франца-Иосифа, где совершил ряд гидрографических открытий и провел научно-исследовательские работы.
О деятельности России по восстановлению военного присутствия в Арктике рассказывает командующий Северным флотом адмирал Владимир Иванович Королев, возглавлявший арктический поход кораблей Северного флота.
Арктика как регион пересечения интересов
Арктика – единый физико-географический район земли, примыкающий к Северному полюсу и включающий оконечности Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый океан с островами (кроме прибрежных островов Норвегии), а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов.
Южная граница Арктики совпадает с южной границей тундры. Площадь около 27 млн кв. км; но иногда Арктику ограничивают с юга Северным полярным кругом (66° 33’ с. ш.), в этом случае ее площадь составит 21 млн кв. км.
Особое географическое положение, наличие больших запасов природных ресурсов, оборонная, научная и экологическая значимость делают Арктику объектом территориальных, ресурсных и военно-стратегических интересов ряда государств.
Ресурсная база Арктического региона России обеспечивает около 11% национального дохода. Здесь создается 22% объема общероссийского экспорта природных ресурсов, добывается и производится более 90% никеля и кобальта, 60% меди, 96% платиноидов, 100% барита и апатитового концентрата. Комплекс морского промышленного рыболовства, расположенный в данном регионе, производит около 15% общих объемов рыбной продукции и других водных биологических ресурсов.
Общий ресурсный углеводородный потенциал российской части континентального шельфа Арктики составляет примерно 100 млрд тонн условного топлива, что соответствует 10% от доказанных мировых ресурсов и 25% от мировых неразведанных запасов углеводородов. В настоящее время на шельфе Баренцева моря известно 11 крупных месторождений, в том числе 4 нефтяных: Приразломное, Долгинское, Варандейское, Медынское; 3 газовых: Мурманское, Лудловское, Северо-Кильдинское; 3 газоконденсатных: Штокмановское, Поморское, Ледовое и одно нефтегазоконденсатное – Северо-Гуляевское.
На природный газ приходится около 80% углеводородов шельфа, при этом в недрах Баренцева и Карского морей преобладают природный газ и газовый конденсат, в Печорском море – нефть. Месторождения углеводородов имеются и на полуострове Таймыр. Эта область имеет все предпосылки к тому, чтобы стать новым центром добычи углеводородов. Также значительные запасы свинца и цинка имеются на архипелаге Новая Земля. Их суммарные запасы составляют несколько десятков миллионов тонн.
Богатейшая ресурсная база и природные запасы арктического сектора России вызывают повышенный интерес со стороны стран, располагающих ограниченными природными ресурсами. Притязания на эти энергоресурсы, от которых напрямую зависит мировая экономика, и могут стать потенциальным источником международных конфликтов в Арктическом регионе. Кроме того, в настоящее время сохраняется ряд противоречий, разрешение которых еще не закреплено нормами международного права.
Во-первых, это стремление ряда иностранных государств придать статус международной транспортной коммуникации Северному морскому пути, использование которого может существенно снизить транспортные расходы судоходных компаний. К примеру, протяженность перехода из порта Йокогама (Япония) в порт Роттердам (Нидерланды) по Северному морскому пути составляет 7300 морских миль, которые транспортные суда проходят за 20 суток. Расстояние между этими же портами через Суэцкий канал составляет 11200 морских миль (на 3900 миль больше), и время на переход увеличивается до 33 суток.
Во-вторых, противоречия, связанные с различными подходами приарктических стран и стран Азии (Япония, Китай, Корея) к вопросу раздела арктического шельфа.
В-третьих, это противоречия между Россией и Норвегией по вопросам использования архипелага Шпицберген и прилегающих к нему морских акваторий.
Анализ развития военно-политической ситуации показывает, что масштабное применение военной силы в Арктике в настоящее время маловероятно, а разрешение противоречий в этом регионе в период до 2020 – 2025 года, в основном, будет лежать в международно-правовой плоскости, с опорой на демонстрацию военной силы.
Основные угрозы военной безопасности России в Арктике
В последние годы наблюдается устойчивая тенденция к наращиванию военного присутствия ряда государств в Арктике, что может привести к изменению баланса сил в регионе не в пользу Российской Федерации и увеличит вероятность развязывания военных конфликтов различной интенсивности против России в 2025–2030 годах.
Анализ ситуации в Арктике позволяет сделать вывод об основных источниках угроз военной безопасности России с арктических направлений. Ими на сегодняшний день являются:
– возможность применения из Арктики оружия по промышленным и административно-политическим объектам на всей территории России;
– срыв перевозок по трассе Северного морского пути;
– создание арктических военных группировок (в том числе негосударственных) для захвата островных территорий, объектов экономической и научной деятельности;
– активизация деятельности экологических и других неправительственных организаций по раздуванию обвинений в нарушении Россией экологических норм, показ бесперспективности и опасности разработки углеводородных месторождений в Арктике.
Необходимость адекватного реагирования на существующие и перспективные угрозы требует в первую очередь организовать контроль над обстановкой в Арктической зоне Российской Федерации.
Для решения этой задачи нам необходимо наращивание системы освещения обстановки на акватории Северного морского пути и в Арктике в целом; развитие систем противоракетной и противовоздушной обороны; создание мобильной арктической группировки Вооруженных сил с ударной подсистемой, способной решать задачи на море, в воздухе и на суше; развитие системы базирования, в том числе двойного назначения.
Первые шаги в данных направлениях в 2013 году уже сделаны.
Поход отряда кораблей Северного флота на Новосибирские острова
В сентябре 2013 года отрядом кораблей Северного флота осуществлен поход к Новосибирским островам с целями демонстрации присутствия Военно-морского флота России в Арктике и развития инфраструктуры Новосибирских островов для обеспечения военной безопасности государства.
В ходе подготовки к решению данной задачи на Северном флоте был сформирован отряд боевых кораблей и вспомогательных судов. Попутно корабли и суда отряда должны были в форме военно-морского присутствия в Арктике решать задачи обеспечения оперативного режима, безопасности судоходства и морской экономической деятельности Российской Федерации на акватории Северного морского пути.
Решающим фактором при планировании выхода отряда была сложившаяся в 2013 году сложная ледовая обстановка по маршруту перехода в проливе Вилькицкого. На этапе подготовки силами морской авиации флота была организована ледовая разведка с интенсивностью два самолетовылета в неделю. Кроме того, штабом флота непрерывно анализировались данные ГМЦ МО РФ, Института Арктики и Антарктики, администрации Северного морского пути и штаба морских операций.
Тщательный мониторинг ледовой обстановки позволил своевременно спрогнозировать возможные трудности и организовать взаимодействие с ОАО «Атомфлот» госкорпорации «Росатом», в результате которого впервые был заключен государственный контракт на ледокольную проводку кораблей и судов ВМФ по акватории Северного морского пути в интересах Минобороны России.
Отряд Северного флота начал переход к Новосибирским островам 3 сентября. Эта дата была спланирована с учетом факторов ледообразования в арктических морях, а также с учетом времени, необходимого кораблям и судам для разгрузки перевозимых грузов.
На момент подхода кораблей и судов отряда к проливам Матиссена и Вилькицкого у походного штаба имелась полная информация о ледовой обстановке в проливах. На основе имеющихся данных было принято совместное с администрацией ОАО «Атомфлот» решение на проводку отряда боевых кораблей четырьмя атомными ледоколами по маршруту с наиболее благоприятной ледовой обстановкой, проходящему через пролив Матиссена в южной части проливной зоны.
В дальнейшем ледовая разведка проводилась в светлое время суток корабельным вертолетом на полную дальность, с привлечением специалиста-гидролога. Проводка каравана проливными зонами проходила в сложных ледовых условиях. Наблюдался однолетний и многолетний лед сплоченностью до 8–9 баллов, толщиной до 2,5 м.
12 сентября отряд кораблей и судов прибыл к западному побережью острова Котельный в заливе Стахановцев Арктики. В этот же день с использованием корабельных вертолетов была проведена рекогносцировка косы, на которой раньше находилась взлетно-посадочная полоса аэродрома «Темп». На следующий день была осуществлена высадка личного состава десанта и техники с больших десантных кораблей «Оленегорский горняк» и «Кондопога» на побережье. Была организована охрана пункта выгрузки.
Одновременно с подготовкой пунктов выгрузки производились выгрузка и перевозка техники, материальных средств с судов десантными катерами и их разгрузка в подготовленном пункте высадки, что позволило сократить время.
Выгрузка материальных средств на берег осуществлялась с использованием судовых грузовых устройств, рейдовых плавсредств, инженерной техники и корабельных вертолетов. Для доставки крупногабаритных грузов (жилых блоков и контейнеров с продовольствием) от пунктов выгрузки к месту формирования жилого городка были задействованы два вертолета Ми-26 Военно-воздушных сил. При этом были применены технологические схемы, способствующие сокращению продолжительности грузовых операций и транспортировки грузов.
Детальное планирование и предварительная подготовка, конкретная постановка задач, организованное взаимодействие и жесткий контроль со стороны командования и походного штаба позволили осуществить весь объем работ организованно, безаварийно и безопасно. За время проведения разгрузочных работ личным составом не было получено ни одной травмы. Общая продолжительность разгрузки судов составила 99 часов (4 суток 3 часа) при спланированных 122 часах (5 суток 2 часа).
Всего на остров Котельный было доставлено 46 единиц техники, более 300 тонн имущества, четыре 20-футовых контейнера с продовольствием и 17 социально-бытовых блоков, около ста тридцати 4-тонных резервуара с арктическим дизельным топливом и около восьмисот 200-литровых стальных бочек с различными горюче-смазочными материалами.
На остров Котельный также были доставлены образцы специальной техники – амфибийные катера на воздушной подушке, двухзвенные снегоболотоходы, которые в настоящее время испытываются в особо тяжелых климатических условиях Арктики.
Одновременно с выгрузкой на острове началось развертывание инфраструктуры аэродрома и его восстановление. Для временного проживания личного состава авиационной комендатуры установлены каркасные обогреваемые палатки, впервые примененные в Арктике.
Во время похода отряда кораблей Северного флота постоянно изучался театр плавания, проводились океанографические, гидрометеорологические, навигационно-гидрографические исследования. Также были обследованы береговые средства навигационного оборудования: маяки, светящие и несветящие знаки, радиолокационные маяки-ответчики, контрольно-корректирующие станции морской дифференциальной подсистемы глобальных спутниковых систем. Оценивалась точность работы в высоких широтах спутниковых навигационных систем
ГЛОНАСС и НАВСТАР.
По всему маршруту гидрографической партией был выполнен маршрутный промер с использованием штатных технических средств. Всего выполнено 6000 линейных километров промера.
Выполненные силами Северного флота исследования позволили внести ряд предложений по совершенствованию существующей системы освещения надводной обстановки и береговых средств навигационного оборудования в районах Северного морского пути.
В результате похода отряда кораблей и судов на Новосибирские острова был получен богатейший опыт применения сил флота в арктическом регионе в целях обеспечения экономической и военной безопасности государства, подтверждена возможность проводки тяжелых кораблей ледоколами «Атомфлота» по акватории Северного морского пути в условиях сложной ледовой и гидрометеорологической обстановки.
Арктический поход отряда кораблей и судов Северного флота к Новосибирским островам еще раз подтвердил необходимость восстановления и последующего развития всей инфраструктуры в регионе, в частности, систем освещения воздушной и надводной обстановки, навигационно-гидрографического обеспечения, воссоздания аэродромной сети, проектирования и строительства кораблей и судов ледового класса для Военно-морского флота.
Экспедиция на архипелаг Земля Франца-Иосифа
Вторым не менее значимым арктическим походом 2013 года стала экспедиция гидрографической службы Северного флота в составе гидрографического судна «Горизонт» и морского буксира «МБ-56» на архипелаг Земля Франца-Иосифа.
Целью экспедиции были сбор информации об изменении навигационно-гидрографической обстановки, корректура карт и морских лоций, гидрометеорологические наблюдения, обследование геодезических пунктов на архипелаге и проверка их привязки, а также изучение возможностей плавания судов неледокольного класса в высоких широтах в благоприятный по ледовым условиям период.
Комплексные работы в районе островов Земля Франца-Иосифа были приурочены к 140-летию со дня открытия архипелага, а также к 100-летию похода Георгия Седова к островам Земля Франца-Иосифа и объявлению архипелага территорией России.
Поход гидрографической экспедиции Северного флота начался 3 сентября 2013 года. Уже 8 сентября экспедиция наблюдала айсберги на подходе к острову Грэм-Белл.
На острове Рудольфа был проведен митинг, посвященный экспедиции Георгия Седова и установлению над архипелагом государственного суверенитета России в 1914 году, после которого состоялась закладка капсулы с Посланием потомкам.
Местом для закладки капсулы и проведения митинга был выбран триангуляционный знак на сопке вблизи места высадки на берег. Там же и был поднят флаг Военно-морского флота России.
Исследовательской группой проведен комплекс работ в этом северном малоизученном районе Мирового океана, в том числе на «белых пятнах», по которым отсутствует какая-либо информация на навигационных картах. В районах «белых пятен» обнаружены резкие колебания дна, отмели и навигационные опасности на малых глубинах. Специалистами Северного флота на островах архипелага также было осмотрено 25 геодезических пунктов и средств навигационного оборудования.
По гидролокационному изображению дна определены особенности характера рельефа дна: на небольших глубинах дно изрезано бороздами от айсбергов. Ширина борозд от айсбергов достигала 60 м с глубиной до 3 м. Обнаружены борозды на глубине более 120 м. Полученные данные позволяют косвенно судить о размерах айсбергов, дрейфующих в районе островов Земля Франца-Иосифа и достигающих в высоту 150 и более метров.
Задокументировано появление пролива, разделяющего остров Нортбрука на две части. Причиной изменения рельефа местности на острове Нортбрука послужило отступление ледника.
Итоги деятельности сил Северного флота в 2013 году в Арктике наглядно подтвердили возобновление присутствия России в этом регионе. В текущем году мы планируем продолжить свою работу по освоению новых районов плавания в Арктике.
В летнем периоде 2014 года несколько отрядов кораблей и судов Северного флота осуществят походы в Карском море и море Лаптевых, чем продолжат начатую ранее работу по изучению новых районов плавания в акватории Северного Ледовитого океана. Ряд исследований планируется провести в районе архипелага островов Северная Земля.
В наших планах изучение навигационно-гидрографической обстановки, корректура карт и морских лоций, гидрометеорологические наблюдения, обследование геодезических пунктов в Арктике и проверка их привязки, а также изучение возможностей плавания судов неледокольного класса в высоких широтах в благоприятный по ледовым условиям период.
Северный флот продолжит выполнение возложенных на него задач по обеспечению военной безопасности государства и безопасности морской экономической деятельности в различных условиях обстановки в Арктическом регионе.
Свернуть статью
Деятельность ВМФ России в Арктике (стр. 24-26)
Аннотация:
Минувший 2013 стал переломным в служебно-боевой деятельности ВМФ России в арктическом регионе. Силы Северного флота осуществили одновременно два арктических похода, в которых было задействовано 12 надводных кораблей, исследовательских судов и судов обеспечения. Отряд, возглавляемый тяжелым атомным ракетным крейсером «Петр Великий», совершил переход к архипелагу Новосибирских островов, где высадил морской десант на остров Котельный и принял активное участие в восстановлении арктического аэродрома «Темп». Отряд гидрографических судов Северного флота побывал в районе архипелага островов Франца-Иосифа, где совершил ряд гидрографических открытий и провел научно-исследовательские работы.Читать всю статью