1 марта 1999 года Президент Российской Федерации подписал принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации Федеральный закон «О федеральном бюджете на 1999 год». Этот документ разрабатывался в условиях жесточайшего финансово-экономического кризиса, разразившегося в России 17 августа 1998 года.
По сравнению с утвержденными показателями федерального бюджета на 1998 год доходы вырастут (в абсолютных показателях) в 1,19 раза, расходы – в 1,15 раза, дефицит уменьшится в 1,31 раза, ВВП увеличится в 1,41 раза. Если учитывать, что инфляция составит в этом году 70 %, то можно сказать, что рост основных показателей федерального бюджета значительно отстает от роста инфляционных показателей, то есть бюджет становится действительно более жестким.
Рассмотрим, каким же образом изменились показатели военного бюджета.
Расходы по разделу «Национальная оборона» предлагаются в размере 93,7 млрд рублей, что составит 2,34 % от ВВП. Здесь можно заметить, что в соответствии с утвержденными Президентом РФ 30 июля 1998 года «Основами (концепцией) государственной политики Российской Федерации по военному строительству», расходы на эти цели в ближайшие годы должны составлять не менее 3,5 % от ВВП (16,29 % к расходам федерального бюджета), то есть 140 млрд рублей. Таким образом, недофинансирование должно составить 46,3 млрд рублей.
Начиная с 1998 года, произошло значительное уменьшение военных расходов в процентах от ВВП.
Из сравнения этих показателей с военными расходами развитых государств мира в 1990–1994 годах видно, что в наиболее крупных странах, ведущих независимую политику (США, Великобритания, Франция, Китай), на военные расходы направляется не менее 3,5 % ВВП. Если же рассматривать страны с федеративным устройством (США, Германия), где основным показателем является доля федерального бюджета, то там эта величина составляет 18–21 %. В федеративных государствах основные затраты на образование, здравоохранение, сельское хозяйство и многие другие виды расходов производятся не из федерального бюджета, а из бюджетов субъектов федерации, в то время как расходы на оборону являются прерогативой только федерального бюджета.
Нужно учесть, что в этих странах не происходило такого резкого сокращения численности вооруженных сил и быстрого вывода своих войск с территории других государств, как это происходило и происходит в Российской Федерации. Так, вывод одной американской или английской дивизии с территории Германии занимает не менее 10 лет, а Россия вывела оттуда огромную группировку, насчитывавшую более 350 тысяч военнослужащих, за три года. На это пришлось затратить значительно больше средств, чем было бы затрачено на постепенный вывод войск.
Приведенные Правительством Российской Федерации данные о том, что расходы на национальную оборону составляют 3,1 % от ВВП, вызывают большие сомнения. В эти расходы включены расходы на пенсии, детские пособия, миротворческие операции и другие виды расходов, что противоречит не только логике, но и Федеральному закону «О бюджетной классификации Российской Федерации».
Предложенный Правительством РФ объем расходов в размере 93,7 млрд рублей может привести к дальнейшему распаду Вооруженных Сил, не позволит должным образом вести военную реформу, усилит социальную напряженность в армии.
В настоящее время задолженность Министерству обороны за 1998 год на строительство и содержание Вооруженных Сил с учетом образовавшейся задолженности перед личным составом составляет более 70 млрд рублей, эта сумма соизмерима со всеми военными расходами на 1998 год.
Долг Министерства обороны по Государственному оборонному заказу составляет около 19 млрд рублей. Поэтому Вооруженные Силы России имеют всего лишь около 20 % современных образцов вооружения и военной техники, в то время как в ведущих армиях мира эта величина составляет 60–70 %.
После принятия в 1998 году нового Федерального закона «О статусе военнослужащих» Правительство Российской Федерации должно было обеспечить к концу 1998 года увеличение денежного содержания военнослужащих не менее чем в 2,9 раза. Только в этом случае уровень жизни военнослужащих будет приближен к прожиточному минимуму.
В то же время в соответствии с федеральным бюджетом на 1999 год оклады по воинским должностям должны были увеличиться с 1 января 1999 года в 1,65 раза (в среднем для офицеров это составит 300–400 рублей в месяц). Кроме того, с 1 июля планируется повысить оклады по воинским званиям в 2 раза (это составит в среднем также около 300–400 рублей). Но даже эти повышения денежного довольствия не позволят вывести семьи военнослужащих на минимальный прожиточный уровень, который составляет в различных регионах 1100–1400 рублей в месяц на одного человека.
В процессе обсуждения федерального бюджета на 1999 год по разделу «Национальная оборона» расходы были увеличены на 1,5 млрд рублей. Однако, это увеличение, распределенное по целевым статьям расходов, мало что изменит в сложившейся в настоящее время тяжелой обстановке в Вооруженных Силах.
Государственной Думой в проект федерального закона «О федеральном бюджете на 1999 год» включена новая статья о том, что средства, получаемые от распоряжения принадлежащими Российской Федерации правами на результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, учитываются в полном объеме сверх доходов федерального бюджета и направляются на финансирование мероприятий, связанных с осуществлением военной реформы и реализации федеральных целевых программ, сверх сумм, утвержденных статьей 21 настоящего Федерального закона. Порядок формирования и распределения этих средств определяется Правительством Российской Федерации. По предварительным расчетам, это может добавить в бюджет от 200 до 300 млн долларов, которые должны направляться на проведение НИОКР в интересах национальной обороны.
В федеральном бюджете на 1999 год полностью отсутствует подраздел «Утилизация и ликвидация вооружений и военной техники, исключая международные договоры». Это означает, что около 100 атомных подводных лодок, ожидающих демонтажа ядерных силовых установок, так и останутся стоять у пирсов, создавая растущую экологическую угрозу.
Утилизация одной атомной подводной лодки стоит 5–7 млн долларов, поэтому на дезактивацию всех подводных лодок потребуется 500–700 млн долларов, то есть 10–14 млрд рублей. Для того, чтобы уничтожить за 10 лет все имеющиеся сегодня подводные лодки (без учета того, что за эти 10 лет появятся новые подводные лодки), потребуется 1,0–1,4 млрд рублей ежегодно.
Но объем расходов по подразделу «Утилизация и ликвидация вооружений и военной техники по международным договорам» уменьшился по сравнению с 1998 годом на 200 млн рублей. Необходимо отметить, что реализация Конвенции по химическому оружию профинансирована в объеме всего около 2 %, что ведет к задержке ее выполнения на 4 года.
Отсюда можно сделать вывод, что расходы на утилизацию и ликвидацию вооружений и военной техники требуют на порядок больше ассигнований, чем это предусмотрено проектом федерального закона «О федеральном бюджете на 1999 год».
Расходы по этому разделу могут быть увеличены в том случае, если в результате большей, чем это запланировано в федеральном бюджете, инфляции будет собрано больше доходов, чем это предусматривается Законом. Соответствующая поправка в третьем чтении бюджета 1999 года по представлению депутатов фракции «Яблоко» была принята. Эти дополнительные средства предлагается направить на подраздел «Утилизация и ликвидация вооружений и военной техники, исключая международные договоры».
Таким образом, вступивший в силу Федеральный закон «О федеральном бюджете на 1999 год» не отвечает реальным минимальным потребностям Вооруженных Сил Российской Федерации в 1999 году, и даже его стопроцентная реализация не приведет к дальнейшему улучшению положения российской армии.
Об авторах:
Арбатов Алексей Георгиевич,
доктор исторических наук, член Комитета по обороне Госдумы РФ;
Ромашкин Петр Борисович,
кандидат технических наук, консультант по военным вопросам фракции «Яблоко» Госдумы РФ
Свернуть статью
Военный бюджет не обеспечивает нужд Вооруженных Сил России (стр. 6-7)
Аннотация:
1 марта 1999 года Президент Российской Федерации подписал принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации Федеральный закон «О федеральном бюджете на 1999 год». Этот документ разрабатывался в условиях жесточайшего финансово-экономического кризиса, разразившегося в России 17 августа 1998 года.Читать всю статью