История развития военного дела учит, что вооружение и военная техника (ВВТ) развиваются под воздействием трех факторов: потребностей вооруженных сил, научно-технического прогресса и экономических возможностей страны. Снижение угрозы мировой войны и возрастание опасности возникновения локальных войн и вооруженных конфликтов, в том числе внутри страны, заставляют по-новому взглянуть на проблему развития ВВТ. Если раньше потребности Вооруженных Сил (ВС) обусловливались их постоянной готовностью к ведению широкомасштабных боевых действий с участием десятков тысяч самолетов, танков и других бронированных машин, то перспектива локальных вооруженных конфликтов выдвигает на первый план способность войск к решению новых задач, в числе которых: оказание помощи пограничным войскам в охране государственной границы, содействие правоохранительным органам в борьбе с организованной преступностью, контрабандой оружия и наркотиков, предотвращение распространения внутренних вооруженных конфликтов за пределы Российской Федерации, осуществление миротворческих мероприятий по мандату ООН и т. п. Не меньшую значимость приобретает проблема сдерживания международного терроризма, особенно со стороны стран, которые могут приобрести или наладить производство баллистических ракет средней дальности, превратив их в орудие международного шантажа.
Возможность участия ВС РФ в локальных войнах, вооруженных конфликтах и миротворческих операциях ООН с особой остротой ставит вопрос о способности войск наносить точечные удары, сводя к минимуму сопутствующий ущерб, особенно среди гражданского населения. С другой стороны, это требует от систем вооружения высокой постоянной готовности к автономным действиям в составе войсковых формирований различной численности и предназначения. Сегодня необходима надежная система управления и всестороннего обеспечения. В частности, чтобы полностью реализовать свои огневые возможности, ВС должны располагать средствами разведки, обеспечивающими точное и своевременное определение координат объектов в глубине расположения противника, а также системой управления, позволяющей доводить необходимую информацию в реальном масштабе времени и в форме, удобной для лиц, принимающих решение о применении сил и средств. Только на этой основе возможна эффективная реализация общевойскового принципа управления огневым поражением противника и новой формы интеграции — разведывательно-огневой системы общевойсковых формирований.
Таким образом, в соответствии с логикой развития современных средств поражения, форм и способов их боевого применения необходимо создавать не отдельные образцы оружия, а боевые комплексы, объединяющие в единое целое средства разведки и поражения на базе автоматизированных систем управления.
Это серьезно усложняет планирование и организацию разработки перспективных ВВТ. Не случайно в США для решения подобной задачи формируются специальные программы, которые выполняются под руководством ответственного представителя министерства обороны, координирующего усилия многочисленных подрядчиков. Кроме того, при создании сложных систем там практикуется, во-первых, параллельная разработка подсистем различных уровней иерархии на базе глобальной идеи нового боевого комплекса; во-вторых, срочное внедрение отдельных разработок в войска, даже если опытные образцы ВВТ не соответствуют требованиям тактико-технического задания (ТТЗ). Это позволяет своевременно определить правильность принятой концепции, вскрыть недостатки ее технической реализации и, в конечном итоге, получить опыт создания принципиально новых систем оружия.
Сокращение ассигнований на оборону сегодня серьезно обостряет проблему финансирования разработок ВВТ. В связи с этим заслуживает внимания опыт работы командования и Генерального штаба Красной Армии в 20-е годы. Несмотря на существенное сокращение ВС и расходов на их финансирование, эти органы шли в ногу с передовыми достижениями военно-технической мысли и оперативного искусства, готовя армию к тому времени, когда промышленность сможет оснастить ее современным вооружением. Именно в этот период создавались кадры конструкторов и военных специалистов в новых для России областях — авиа- и танкостроении, военной химии и др. Правильность подобной политики подтвердил опыт Великой Отечественной войны, когда советская военно-техническая мысль обеспечила превосходство отечественной военной техники на поле боя.
Однако приверженность той или иной политике не снимает проблемы выбора новых образцов ВВТ исходя из потребностей ВС и экономических возможностей страны. За рубежом, да и в нашей стране, существует два подхода к ее решению: «нисходящий», в основу которого положены потребности ВС (он сводится к формированию точных, всесторонне обоснованных ТТЗ); и «восходящий», опирающийся на уже имеющиеся технические возможности по созданию новых образцов ВВТ. В первом случае есть опасность упустить из виду новые, перспективные технологии, во втором возможна утрата точного выбора, поскольку все предлагаемые технологии вроде бы представляют интерес.
Чтобы избежать недостатков обоих подходов, разработку ВВТ за рубежом первоначально ведут на концептуальном уровне, то есть ТТЗ формулируется в общем виде. Это позволяет стимулировать творческий поиск конструкторов вооружения, развязать их инициативу в нахождении новых и использовании уже имеющихся технических решений и технологий. Но здесь требуется подготовка ТТЗ для двух уровней создания образца — концептуального и непосредственного.
Порядок разработки ТТЗ нуждается в серьезных изменениях. Сейчас это многостраничный документ, который наряду с характеристиками, определяющими облик того или иного вооружения, содержит многочисленные общие для всех образцов ВВТ требования (по стойкости, живучести, снижению заметности и т. п.). Обычно в нем имеется множество ссылок на другие нормативные документы (ГОСТы, общетехнические требования и т. п.). На создание и согласование такого документа тратится масса времени и усилий. Очевидно, есть смысл разработать единые требования к технике военного назначения, ограничить ТТЗ требованиями, определяемыми спецификой нового образца ВВТ.
К сожалению, в области разработки вооружения (в частности, ракетного и артиллерийского), где даже в годы Великой Отечественной войны господствовала конкурсная система, в последнее время возобладали монополизм и диктат производителя. Конструирование обычно ведется на безальтернативной основе и поручается предприятию, специализирующемуся на производстве конкретного вида вооружения. Это позволяет в определенной степени сократить время и уменьшить стоимость разработки вооружения, но в конечном итоге создание качественно новых образцов ВВТ подменяется «ползучим совершенствованием» уже имеющегося вооружения.
Следует отметить, что плановая экономика требовала доведения до государственных испытаний любого (даже морально устаревшего) образца, запущенного в разработку. После этого он, как правило, рекомендовался к принятию на вооружение, несмотря на внушительное количество недостатков. Их устранение обычно превращалось в предмет тяжбы между Министерством обороны и министерствами оборонных отраслей промышленности.
Ничего подобного не происходило бы, если бы к фирмам-разработчикам применялись экономические санкции за нарушение требований ТТЗ и затягивание сроков создания образца.
Нет сомнений, что переход к рыночной экономике требует четкой экономической ответственности в области разработки ВВТ. Подобный тезис звучит несколько наивно в обстановке повсеместных неплатежей за оборонные заказы, но такое положение не может длиться вечно. Рано или поздно наша экономика начнет выздоравливать, и предприятия за счет экспорта ВВТ, выпуска продукции двойного назначения и конверсионного производства накопят средства, необходимые для поисковых исследований, позволяющих сделать качественный скачок в создании вооружения. Тогда и заработают в полном объеме рыночные рычаги. И тем не менее отлаживать их нужно уже сейчас, разрабатывая основы контрактной системы создания ВВТ, которая предусматривала бы не только гарантийные обязательства заказчика и подрядчика, но и штрафные санкции за превышение запланированных затрат, времени разработки образцов, несвоевременное их представление на испытания, нарушение требований ТТЗ и т. д. Кроме того, поскольку для большинства производителей ВВТ доход от экспортных поставок является единственным источником средств для дальнейшего существования, необходимо, чтобы он не оседал на фирмах-изготовителях готовой продукции, а доходил до субподрядчиков — изготовителей комплектующих деталей, узлов и агрегатов.
Одной из важных особенностей создания вооружения является сложность точного прогнозирования потребностей в нем в случае возникновения тех или иных военных конфликтов. Более того, как показывает исторический опыт, уже в ходе войны появляются новые средства нападения и защиты. При этом наряду с жестокими битвами на суше, в воздухе и на море, напряженной борьбой военных экономик противоборствующих государств всегда идут не менее важные и бескомпромиссные сражения научной, конструкторской, инженерной и технологической мысли (проигрыш в последних, как правило, предопределяет поражение в войне в целом). К этому необходимо готовить конструкторские коллективы заблаговременно, так же как Вооруженные Силы страны к отпору агрессии.
Контрактная система разработки вооружения является основой для перехода к конкурсной системе распределения заданий на его создание. Как свидетельствует мировой опыт, она также позволяет расширить область поиска и стимулирует творческую инициативу разработчиков. Насколько жесткой бывает при этом конкурентная борьба, свидетельствует опыт создания американской ракетной системы залпового огня MLRS. Если к концептуальной разработке системы привлекалось пять фирм, то к созданию экспериментальных образцов — только две, победившие в конкурсе концепций. В производство же был запущен лучший образец, причем разработчики предусмотрели комплексное решение всех вопросов боевого применения и обеспечения системы, что подтвердили ее успешные действия в войне в зоне Персидского залива. О преимуществах конкурсной разработки ВВТ говорит и опыт отечественного авиастроения, где постоянно соперничали изделия ряда фирм (Туполева, Ильюшина, Сухого, Микояна и др.). Не случайно именно они успешно конкурируют сейчас с зарубежными изготовителями авиационной техники на мировом рынке.
Итак, судя по отечественному и зарубежному опыту, конкурсная система создания ВВТ является хорошим гарантом их конструкторского совершенства и технической надежности.
По нашему мнению, пора решительно менять сам подход к стандартизации. Предпочтение должно отдаваться не максимальному использованию агрегатов, механизмов и деталей, уже освоенных промышленностью (что в прошлом приводило к рождению крупногабаритных и металлоемких «уродцев»), а активному поиску новых, перспективных технических и технологических решений и их широкому внедрению в образцы ВВТ на межродовом и межвидовом уровне. Это позволит достичь максимальной унификации ВВТ, устранить параллелизм разработчиков и производителей комплектующих вооружения. Кроме того, будет обеспечена рациональная кооперация, поскольку изготовление отдельных деталей и узлов, агрегатов и механизмов можно сосредоточить на производствах, соответствующих мировым стандартам. Однако ориентация на мировые стандарты не всегда оправдана, поскольку они зачастую сильно уступают требованиям отечественных ГОСТов. В последние годы обозначилась недопустимая, на наш взгляд, тенденция, когда значительно сокращаются ассигнования на проведение государственных испытаний. Обоснование подобной политики становится темой диссертационных работ различного уровня, а необходимость дальнейшего сокращения расхода материальных средств объясняется их серьезным удорожанием в условиях рыночной экономики. Однако, несмотря на кажущуюся обоснованность рекомендаций об объеме работ, необходимых в ходе испытаний, расход, например, боеприпасов, отпускаемых на них, нередко назначается произвольно, что не позволяет не только оценить истинную боевую эффективность комплексов, но и проверить надежность артиллерийского вооружения при длительной эксплуатации и стрельбе на предельных режимах. Так, суммарный настрел и пробег на орудие при проведении технических и войсковых испытаний за рубежом в ряде случаев в 1,5–2 раза превышает тот, который принят у нас. Это может самым отрицательным образом сказаться в реальной боевой обстановке. Наконец, в практику государственных испытаний вошло правило, когда оценка боевой эффективности образца проводится на основании результатов стрельбы по имитаторам боевой техники или расчетным способом с использованием неконтролируемых в ходе испытаний технических характеристик. В результате иногда многократно завышаются характеристики боевой эффективности комплексов вооружения, что обнаруживается лишь при проведении стрельб в войсках.
Серьезное сокращение ассигнований на оборону привело к заметному снижению уровня технической оснащенности ВС РФ: доля современных ВВТ в настоящее время не превышает 30 % (при 60–80 % в армиях стран Запада). К 2000 году, когда в большинстве стран мира произойдет частичная, а кое-где и полная замена вооружения, при сохранении существующего положения с финансированием Российских Вооруженных Сил доля в них современных образцов может уменьшиться в три раза.
Реальным путем поддержания имеющегося вооружения на уровне мировых стандартов при резком ограничении затрат на закупку новых образцов является его модернизация, так как она зачастую обходится значительно дешевле, чем приобретение новых систем оружия. Модернизация не только позволяет существенно повысить боевые возможности ВВТ и тем самым реализовать его адаптивные возможности, заложенные на этапе проектирования, но и позволяет в ряде случаев устранить диспропорции в соотношении отдельных образцов или грубые ошибки, обнаружившиеся в ходе их эксплуатации. Словом, модернизация ВВТ позволит по-хозяйски распорядиться арсеналом имеющихся боевых средств и вывести их на уровень современных требований.
Таким образом, изменение порядка разработки ВВТ становится неизбежным, если мы намерены оснастить ВС РФ современным вооружением и хотим удержаться на мировом рынке.
Об авторах:
Шульгин Владимир Ефимович,
генерал-майор, кандидат технических наук, член-корреспондент АВН и РАРАН;
Фесенко Юрий Николаевич,
доктор технических наук, член-корреспондент РАРАН НИИ РВиА МО России
Свернуть статью
Разработка вооружений и военной техники в современных экономических условиях (стр. 8-10)
Аннотация:
История развития военного дела учит, что вооружение и военная техника (ВВТ) развиваются под воздействием трех факторов: потребностей вооруженных сил, научно-технического прогресса и экономических возможностей страны. Снижение угрозы мировой войны и возрастание опасности возникновения локальных войн и вооруженных конфликтов, в том числе внутри страны, заставляют по-новому взглянуть на проблему развития ВВТ. Если раньше потребности Вооруженных Сил (ВС) обусловливались их постоянной готовностью к ведению широкомасштабных боевых действий с участием десятков тысяч самолетов, танков и других бронированных машин, то перспектива локальных вооруженных конфликтов выдвигает на первый план способность войск к решению новых задач, в числе которых: оказание помощи пограничным войскам в охране государственной границы, содействие правоохранительным органам в борьбе с организованной преступностью, контрабандой оружия и наркотиков, предотвращение распространения внутренних вооруженных конфликтов за пределы Российской Федерации, осуществление миротворческих мероприятий по мандату ООН и т. п. Не меньшую значимость приобретает проблема сдерживания международного терроризма, особенно со стороны стран, которые могут приобрести или наладить производство баллистических ракет средней дальности, превратив их в орудие международного шантажа.Читать всю статью