В апреле с. г. Государственная дума приняла Федеральный закон «О ведомственной охране», призванный урегулировать правовые вопросы деятельности военизированной и сторожевой охраны, создаваемой федеральными органами исполнительной власти.
Данный закон, разработанный Министерством внутренних дел, в процессе двухгодичного прохождения в Государственной думе России встречал возражения депутатов. Они предлагали распространить право создания в рамках этого закона военизированных охранных структур на Центробанк и Сбербанк России. Но подобные предложения были в конце концов отвергнуты согласительной комиссией, поскольку они противоречили основополагающей концепции Закона.
Дело в том, что учреждения Центрального банка Российской Федерации еще с 1992 года входят в перечень объектов, подлежащих государственной охране, утвержденный правительством Российской Федерации, и которые по установившейся практике охраняются милицией.
Что же касается Сбербанка России, то его учреждения охраняются «частными охранниками», имеющими лицензии и входящими либо в службы безопасности учреждений Сбербанка России, либо в частные охранные предприятия. Ведомственная охрана в учреждениях Сбербанка России создаваться не может, так как они не значатся в перечне федеральных органов исполнительной власти, утвержденном Указом Президента РФ № 1142 от 22 сентября 1998 г.
Негативная реакция отдельных работников Сбербанка России на новый Федеральный закон «О ведомственной охране» вполне понятна. Только в Петербурге и Ленинградской области учреждения Сбербанка охраняет свыше 1000 человек. Лицензионные подразделения органов внутренних дел совершенно обоснованно требуют лицензирования этих работников и создаваемых служб безопасности. Стоимость обучения частных охранников и их лицензирования — свыше 4000 рублей. Кроме того, значительные затраты идут на создание помещений для хранения оружия, покупку его, спецсредств и экипировки охранников. Стоимость же содержания одного сотрудника милицейских подразделений вневедомственной охраны составляет около 2000 рублей в месяц, включая затраты на вооружение, обмундирование, технику и т. п.
В настоящее время учреждения Центробанка России охраняет около 14 тысяч милиционеров. За последние 10 лет не зафиксировано ни одного случая преступного посягательства на охраняемые милицией объекты Центрального банка. И это далеко не самый важный аргумент в пользу милицейской вневедомственной охраны.
В ст. 9 новой редакции Федерального закона «О милиции» есть еще одна новелла, непосредственно относящаяся к вневедомственной охране. Приведем ее полностью: «Перечень объектов, подлежащих обязательной охране подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел, определяется Правительством Российской Федерации».
Отсюда легко сделать вывод о том, что в дополнение к уже существующему с 1992 г. будет издан перечень объектов, подлежащих обязательной милицейской охране.
Закон «о милиции» даже и в новой редакции не может детально регламентировать организационно-правовые особенности деятельности вневедомственной охраны. В Министерстве внутренних дел РФ уже подготовлен проект Федерального закона «О вневедомственной охране». В Государственную думу он еще не представлен. Однако некоторые средства массовой информации, узнав о принятии Закона «О ведомственной охране», спутали его с законом «О вневедомственной охране» и поторопились дать комментарий о его негативном значении для Сбербанка. Не комментируя этот курьез, напомним, что в составе вневедомственной охраны кроме милицейских подразделений действуют военизированные и сторожевые подразделения, работники которых являются вольнонаемными, работающими по контракту. Только к ним до принятия Федерального закона «О вневедомственной охране» вновь принятый закон «О ведомственной охране» имеет прямое отношение. Статья 26 этого закона прямо указывает, что за исключением статей 8 и 9 он распространяется на военизированные и сторожевые подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел, осуществляющих на договорной основе охрану объектов всех форм собственности, независимо от ведомственной принадлежности. Работники указанных подразделений используют боевое ручное стрелковое оружие и специальные средства, принятые на вооружение органов внутренних дел, а также служебное и гражданское оружие, внесенное в Государственный реестр.
Леонард Гаврилов,
кандидат юридических наук,
управление вневедомственной охраны при ГУВД СПб и Ленобласти
Свернуть статью
Правовые вопросы охранной деятельности (стр. 26)
Аннотация:
В апреле с. г. Государственная дума приняла Федеральный закон «О ведомственной охране», призванный урегулировать правовые вопросы деятельности военизированной и сторожевой охраны, создаваемой федеральными органами исполнительной власти.Читать всю статью