Родом из лоцманского поселка Лебяжье, что близ Ломоносова, Геннадий Радзевский с детства грезил морем.
В 1971 году он закончил штурманское отделение Высшего военно-морского училища имени М. В. Фрунзе, затем — в 1982 году — Морскую академию и в 1995-м — Академию Генерального штаба.
Звание контр-адмирала получил в 1993 г., вице-адмирала — в 1999 г.
— Геннадий Антонович, Вооруженные Силы нашей страны сокращаются. Не наступит ли вскоре момент, когда и Атлантическую эскадру отправят на переплавку, пустят на гвозди?
— Да об этом и речи быть не может! Вы хоть знаете, что такое Атлантическая эскадра Северного флота? Это 28 самых мощных, быстроходных и хорошо оснащенных грозной техникой кораблей... Самых современных! Я вам назову лишь несколько: тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», ракетные крейсеры «Маршал Устинов» и «Петр Великий». Кстати, я не так давно свой флаг перенес с «Адмирала Нахимова» на «Петра», равного которому нет в мире.
Атлантическая эскадра — это 8 тысяч моряков, а кроме того, морская пехота и базы берегового обеспечения. Наши корабли оснащены ядерными, паротурбинными и газотурбинными установками, позволяющими развивать огромную скорость, а их общая мощность такова, что, если возникнет нужда, можем осветить и обогреть город с миллионным населением. Мы вправе гордиться и своим оружием — вместе с учеными, конструкторами и коллективами заводов, создавшими его.
На эскадре базируется истребительный авиаполк, которым командует подлинный ас и талантливейший офицер полковник Игорь Кожин. Шестеро из его летчиков способны выполнять фигуру высшего пилотажа «кобра Пугачева». Это когда самолет взмывает с палубы корабля ввысь и делает разворот на 120 градусов! Пятерых летчиков американцы окрестили «центурионами». Есть у них такая классификация для пилотов, совершивших более ста посадок на палубу корабля. Между прочим, американские самолеты за полярным кругом с палуб не летают, считают это для себя небезопасным. Дескать, скользкая площадка, без подогрева. Не каждый сможет в арктических условиях взлететь или приземлиться на своем базовом корабле.
Короче говоря, Атлантическая эскадра по своим боевым возможностям является поистине уникальной.
— Если не секрет, какова главная цель, ради которой было создано такое мощное соединение кораблей?
— Никакого великого секрета нет. Эскадре доверено нести охрану страны на одном из главных стратегических направлений. Она является ядром для создания в случае военной опасности разнообразных военно-морских соединений, включая береговые службы. И способна разгромить ракетные группировки вероятного противника, его ударные авиасилы и десантные отряды.
— А кого сегодня считают вероятным противником?
— В нашей нынешней военной доктрине понятия о будущем противнике не существует. Что касается отношений России с США и НАТО, то после развязанной ими агрессии против Югославии сложно прогнозировать, как они будут развиваться дальше.
Впрочем, мы уже привыкли к сюрпризам с их стороны. Чуть ли не каждый день самолеты-разведчики НАТО на большой высоте и на примерно 50-километровом удалении от наших границ прощупывают своими приборами слежения все, что находится на нашей стороне. Официальных претензий не предъявишь — правила приличия соблюдены, они ведь летают в нейтральном воздушном пространстве. Но немало было случаев, о которых писала вся мировая печать, когда чужеземные подлодки опасно близко подходили к районам наших учений, чтобы наблюдать за их ходом, иметь конкретное представление о выучке российских моряков и боевом искусстве флотоводцев. Приходится незваных гостей просить убраться восвояси.
— Сразу задам вопрос о тех учениях, на которых присутствовал Президент России. Некоторые газеты назвали их показушными, потешными играми...
— В слове «показушные» я приемлю лишь его корень «показ». Мы принимали Верховного главнокомандующего, чтобы показать ему нашу боеспособность. И меньше всего это походило на потешные игры. Подобные учения в присутствии Главковерха, министра обороны, главкома и прочая и прочая тем плохи, что ты как командир не всегда волен в своих поступках. В плане учений все расписано по часам и минутам — когда уйдут под воду субмарины, когда взлетят самолеты и где они будут находиться, когда намечен пуск ракет. План, конечно, показывают Верховному, но решения принимает он. И что тогда делать с минутами и секундами, по которым расписана вся диспозиция, если Президент что-то решил переиначить, устроить нам дополнительный экзамен?! Повторяю: самолеты — в воздухе, лодки — под водой, надводные корабли — в условных местах, а чемоданчик Президента с кнопкой для пуска ракет — у него, а не у меня. Тут «очки втереть» никак нельзя! Просто не получится.
Мы доказали, что эскадра к выполнению своих боевых задач полностью готова. Все, что предусматривалось планом, хотя он и изменялся, было проведено лучшим образом. И это не могло не понравиться Верховному, остались довольны и министр обороны, и главком, и командующий Северным флотом. Борис Николаевич подтвердил, что новая военная реформа предусматривает развитие флота. Мы — великая морская держава, у которой государственная граница проходит по многим морям и океанам, и беречь рубежи Отечества мы должны быть готовы всегда и во всеоружии.
— Хотелось бы разделять ваш оптимизм. Я недавно побывал в Северодвинске и своими глазами видел: одни корабли уже отправили в отставку, другие нуждаются в ремонте, большинство подводных лодок списано и дожидается, когда их освободят от реакторных отсеков. Говорят, есть программа их утилизации. Но, как невесело шутят северодвинцы, улита едет, когда-то будет! Плохо на флоте с материальным обеспечением и финансированием. А как у вас на эскадре?
— По существующим нормативам ВМФ эскадра в полной боевой готовности. Несет боевое дежурство, ведет учебу личного состава, отрабатывает поставленные перед нами задачи, выходит, когда это требуется, в море. Говоря официальным языком, «к выполнению своих заданий готова». И это было продемонстрировано недавно во время учений на Северном море, в которых участвовали «Адмирал Кузнецов» и «Петр Великий». Печать стран НАТО была неплохо проинформирована своими военными экспертами, насколько еще силен наш Военно-морской флот.
Но не стану скрывать, что с материально-техническим снабжением у нас, мягко говоря, не очень хорошо. Денег-то в бюджете на флотские нужды пока кот наплакал, а сами мы ничегошеньки не зарабатываем. Как хорошо ни обслуживай ядерные энергоустановки, но приходит время, когда нужен глаз специалиста, чтобы принять решение, можно ли дальше их эксплуатировать. Лицензии на такие работы личный состав не имеет. Не положено, говорят! Обращаемся к тем, кому положено, а нам отвечают: готовы хоть сейчас взяться за дело. Но стоить это будет... и называют кругленькую цифру с шестью нолями. Где мне ее взять? У комфлота и главкома тоже таких денег нет. Нужно выполнить еще какую-то работу. Там дела всего минут на пятнадцать. Завод или КБ требуют многие тысячи. Я их понять могу. Военных заказов нет, сами сидят, перебиваясь с хлеба на воду, но мне-то как быть?! Зачастую выручают... личное обаяние и добрая русская душа. Все-таки что ни говорите, а флот в России любят.
— В чем вы особенно нуждаетесь, какая помощь требуется Атлантической эскадре?
— О помощи поговорим отдельно. А сейчас скажу вам главное: надо возвратить флоту веру в то, что мы стране нужны. И надо, чтобы почувствовал это каждый офицер, мичман, матрос. Сегодня, когда зарплату личному составу задерживают на 2–3 месяца, новое жилье для моряков не строят, с каким чувством уходит мичман, старлей или даже адмирал на службу? Может ли он отправить свою семью на отдых на юг, не вечно же им видеть долгую полярную ночь?! Вот и падает престиж нашей профессии. Скажу по секрету: что-то нынче невесты не очень-то стали гоняться за флотскими женихами. То ли было раньше!
— Выход?
— Флот надо окружить всенародной заботой, как было в 20–30-е годы. Пока мне известно лишь, что шефство над Северным флотом взяли Санкт-Петербург, Московская область и Минатом. (Ленинградская атомная станция изъявила желание шефствовать над ракетным атомным крейсером «Петр Великий». Договариваемся сейчас, чтобы призывали сосновоборских юношей, годных к морской службе, на «Петр Великий».) Помогают всем, чем могут, и морально, и материально. А если к ним присоединятся другие области и республики? Возьмите на отдых наши семьи летом! Помогите устроиться с жильем и получить работу тем, кто, выслужив положенный срок, расстается с флотом. Помогите с оргтехникой! У нас ведь не то что компьютеров и факсов не хватает, но порой писчей бумаги нет. Будем благодарны тем, кто пополнит наши библиотеки, выступит на палубах наших кораблей с концертами. Все это вместе и явится всенародным шефством над флотом.
...А уж о том, чтобы отправить Атлантическую эскадру в отставку, я и слышать не хочу!
Карл РЕНДЕЛь
Свернуть статью
Нам надо только знать, что мы нужны (стр. 52-53)
Аннотация:
Наш собеседник - командующий Атлантической эскадрой Северного флота вице-адмирал Геннадий Радзевский.Читать всю статью