Экспорт военных кораблей — одна из важнейших составляющих политики государств с традиционно развитым кораблестроением. Это понимают и в России. Свежий пример: 10 марта 1999 года в Санкт-Петербурге на Балтийском заводе был заложен фрегат, предназначенный для Индии. Его разработали на Северном ПКБ, по проектам которого за пятьдесят с лишним лет построено более 450 боевых надводных кораблей: от сторожевых водоизмещением 1200 т до атомных крейсеров.
— В современных условиях около 180 стран имеют собственные военно-морские силы, но лишь немногие из них могут самостоятельно проектировать и строить боевые корабли. В мировой практике экспорта военных кораблей можно выделить три направления: передача боевых единиц из состава собственных военно-морских сил; проектирование и строительство кораблей непосредственно для продажи; оказание технического содействия при проектировании с последующим строительством на верфях заказчика. Наше сегодняшнее сотрудничество с заказчиками как раз вписывается в эту схему. А начало его было положено еще в 1950 году, когда Болгарии был передан эсминец. Затем шли ГДР, Польша, Египет, Индонезия, Финляндия...
— А теперь Индия?
— Да. В последнее время страны Юго-Восточной Азии становятся одними из крупнейших заказчиков военной техники. Их руководство стремится создать свою собственную судостроительную промышленность и обращается за помощью к России — традиционному партнеру.
Изменение политической обстановки в 90-х годах привело к отказу ряда ведущих стран от строительства специализированных кораблей среднего класса, крейсеров. В силу этого на первое место выдвинулись эсминцы и фрегаты, которые приобретают функции многоцелевых кораблей, способных решать широкий круг задач. Отсюда и особые требования, предъявляемые к кораблям этого класса. Они предполагают использование новейших образцов вооружения, предназначенных для поражения надводных, подводных, воздушных и береговых целей, а также современных систем освещения обстановки и целеуказания.
Проведя маркетинговые исследования, бюро вовремя отреагировало на тенденции рынка военного кораблестроения и предложило ряд проектов зарубежным партнерам. Работы над фрегатом, заложенным 10 марта, позволят загрузить не только нас и Балтийский завод, но и до сотни других предприятий в России и странах СНГ. Кроме этого, мы работаем и над перспективными заказами для Индии. Эти корабли пока существуют лишь на бумаге, но в свое время выйдут в море и они.
— Владимир Евгеньевич, откуда в ХХ веке такие романтические названия — «фрегат», «корвет»?
— Это западная классификация. У нас корабли называли чисто функционально. К примеру «сторожевой ракетный корабль» или «большой противолодочный корабль». В НАТОвской же и американской классификации по водоизмещению и решаемым задачам им примерно соответствуют понятия «корвет» и «фрегат». Когда мы начали работать с Индией, они сразу назвали то, что хотели получить, понятным и привычным для них термином «фрегат». Это просто класс корабля.
— Вернемся к вашим азиатским партнерам.
— На заводе «Северная верфь» ведется строительство двух кораблей для Китая. Это тоже серьезная работа, но попроще, чем выполнение индийского заказа. Эти корабли серийные: 17 из них уже вошли в наш ВМФ, а вот два последних пойдут Китаю. Конечно, экспортный вариант требует определенных переделок, связанных прежде всего с адаптацией к условиям тропиков и заменой устаревшего оборудования. Один корабль передадим Китаю уже в этом году, другой — в следующем, есть планы сотрудничества на будущее.
По Вьетнаму у нас два проекта: малый ракетный артиллерийский корабль водоизмещением около 600 тонн и корвет на 2100 тонн. Первый корабль уже спущен и проходит испытания, по второму мы закончили проект, и компания «Росвооружение» начинает закупать комплектующие оборудования.
Если для Индии и Китая мы строим здесь, то для Вьетнама только проектируем, постройка же идет по нашим чертежам на верфях в городе Хошимин. Тем не менее на заказанных судах практически все оборудование и вооружение российское. Более того, наиболее сложные корпусные секции выполнены здесь, в частности на заводе «Северная верфь», на месте же осуществляют только монтаж корпуса.
Мне как конструктору эти корабли очень интересны тем, что они получились интернациональными. Все оружие и большая часть оборудования — российские, водометы — шведские, редукторы — швейцарские, связь — японская. В том, чтобы объединить в одном корабле все это разноязыкое вавилонское столпотворение, и заключалась сложность нашей задачи.
— А на российский флот Северное ПКБ работает?
— К сожалению, практически нет. Причин объяснять не надо. Только благодаря экспортным заказам мы не только полностью сохранили, но и приумножили свой научно-технический потенциал. Закупили новую современную технику, которая позволила автоматизировать проектирование военных кораблей и гражданских судов. И все же главное —это люди.
Ведь конструктор только тогда «сохраняет форму», когда все время проектирует, думает, изобретает. Опыт у нас большой, но, увы, коллектив бюро начинает стареть. С недавних пор, несмотря на общий спад в отрасли, мы опять стали брать молодых специалистов, чтобы обеспечить преемственность поколений.
Мы уверены, что рано или поздно наш труд снова будет востребован на Родине, и потому не перестаем работать на будущее. Еще с начала «перестройки» стало ясно: гражданский флот нужен стране не менее, чем военный. Сказано — сделано. Уже выполнено три конкретных проекта, как для России, так и на экспорт. Полученный опыт позволил нам развернуть предварительное проектирование целой серии гражданских судов. Разумеется, мы работаем в теснейшем контакте с Центральным НИИ Морского флота, который изучает мировые грузопотоки, отслеживает тенденции их изменения. То есть определяет — где, что и как нужно будет возить в ближайшее время, в каком объеме, в каких условиях. От этого зависит, какие суда будут востребованы: нефтеналивные, сухогрузные, рефрижераторные и так далее. Посмотрим хотя бы на географическую карту Севера, где у нас сосредоточены основные залежи нефти, газа, других полезных ископаемых. Освоение Севера невозможно без соответствующего флота, который составляют ледоколы и грузовые коммерческие суда. Сегодня у нас семь действующих атомных ледоколов, но где-то к 2005 году они начнут списываться. Если не будет введена в строй смена, вся наша Арктика и большая часть Сибири окажутся отрезанными. Я взял только одно направление судостроения — арктическое, но тема эта неисчерпаема. Сегодня, когда все крупнейшие порты остались в Прибалтике, строительство новых гражданских судов (так же, как и новых портов) России жизненно необходимо.
Кстати, работы по созданию «флота XXI века» мы ведем исключительно за свой счет, рассчитывая, что к тому времени, как начнет восстанавливаться российский гражданский флот (хотелось бы пораньше), мы будем полностью готовы. А пока уже проработано 6 типов судов, в этом году планируем к ним присоединить еще 5–6 типов, закладку которых уже можно начинать на российских верфях.
— Значит, гражданский флот в России будет?
— Он и сегодня есть. Просто многие наши суда ушли под выгодный с коммерческой точки зрения флаг. В этом, кстати говоря, вина наших законодателей. Налоговая система, фрахтовые условия для российских судов и судов, ходящих под свободным флагом, несопоставимы. Кроме того, во всех развитых странах судостроение на первоначальных стадиях дотируется, чтобы поддержать отечественную промышленность, обеспечить количество рабочих мест и так далее. Американцы — так те вообще проблему решили просто и радикально. На всех внутренних путях перевозка грузов может осуществляться только судами, построенными американскими верфями. Будь у нас принят подобный закон, каким бы серьезным стимулом он явился!
Наши же директора вынуждены заранее просить авансы, заказчик должен все время вкладывать деньги, а ему это невыгодно. Заказчики судов, особенно иностранные, обычно рассчитываются после того, как корабль построен. Им лучше заплатить в конце и сразу же начать возвращать вложенные средства с фрахта.
Законодательная база, налоговое и таможенное законодательство должны работать на Россию, на российских производителей, обеспечивая их хотя бы такими же условиями, что и западные страны. Тогда мы будем вполне конкурентоспособны, потому что в части научно-технического задела сегодня вполне можем состязаться с любой страной. Я уверен, России без ВМФ жить не придется; в противном случае мы станем ничего не значащей державой.
Беседовала Вера КАМША
Свернуть статью
Корветы и фрегаты уходят в новый век (стр. 48-49)
Аннотация:
Рассказывает генеральный конструктор и начальник Северного ПКБ Владимир Евгеньевич Юхнин.Читать всю статью