В процессе реформирования российской экономики негосударственный, в том числе частный сектор, превратился в доминирующий. Предпринимательство рождает конкуренцию и, как следствие, крупномасштабный и всесторонний сбор информации. Рынком владеет тот, кто владеет информацией. Вместе с новыми информационными технологиями возникли и новые виды посягательств, ранее не известные отечественной юридической науке и практике. Нормативно-правовая база и морально-нравственные устои современного российского общества оказались не готовы к столь быстрому экономическому «скачку».
О правовом регулировании сбора, хранения и использования информации, к сожалению, можно только говорить, хотя для этого уже создана правовая основа. В новый уголовный кодекс России включена отдельная глава, посвященная компьютерным преступлениям. Защита интеллектуальной собственности отражена и в уголовном, и в гражданском кодексах. С начала 1990-х годов действуют Закон РФ «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации», Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» и ряд других нормативных актов.
До недавнего времени у нас в России было только два вида тайн: государственная и военная. Но сегодня важнейшие нормативно-правовые документы устанавливают шесть их видов.
Понятие «коммерческая тайна» появилось в нашем законодательстве 12 июня 1990 года, когда был принят Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (в связи с принятием части первой Гражданского кодекса Российской Федерации данный Закон утратил силу с 1 января 1995 года, кроме статей 34, 35).
В юридической литературе коммерческая тайна определяется как преднамеренно скрываемые по коммерческим соображениям экономические интересы и сведения о различных сторонах и сферах производственно-хозяйственной, управленческой, научно-технической, финансовой деятельности фирмы, охрана которых обусловлена интересами конкуренции и возможными угрозами экономической безопасности фирмы.
Разглашение коммерческой тайны может ухудшить экономическое положение предприятия или фирмы. Чтобы этого не произошло, следует перевести такую информацию в разряд охраняемой. У нас это делается приказом руководителя фирмы, в котором перечисляются сведения, относящиеся к коммерческой тайне. Однако он не вправе отнести к ней сведения, подпадающие под категорию государственной тайны, так как они имеют свой, специальный режим охраны. Кроме того, руководитель фирмы не может отнести к коммерческой тайне сведения о видах деятельности фирмы, поскольку это может привести к сокрытию сведений о загрязненности окружающей среды и другом замалчиваемом ущербе обществу.
Существует три общепринятых метода защиты интеллектуальной собственности: патент, авторское право и коммерческая тайна. Последняя менее всего охвачена правовым регулированием, поэтому здесь большое значение приобретают другие формы защиты. Например, морально-этические нормы, которые не являются обязательными, однако их несоблюдение ведет к потере авторитета (престижа) человека, группы лиц либо всей организации.
Секретность в условиях рыночного хозяйствования защищает производителя от недобросовестной конкуренции: скрытого использования торговой марки, подделки продукции конкурента, обманной рекламы, подкупа, шантажа и т. п. Не последнее место в этом ряду занимает промышленный шпионаж.
В последнее время широкое распространение у нас в стране получили такого рода услуги, как охранная и сыскная (детективная) деятельность. К сожалению, приходится констатировать, что эти виды предпринимательской деятельности оказались тесно связанными с криминальным миром. Информация становится и орудием труда, и товаром. Причем уровень информационной подготовки частных охранных и детективных структур достаточно высок.
Технически выделяются следующие каналы сбора информации* :
— акустический контроль помещения, автомобиля, непосредственно человека; контроль и прослушивание телефонных каналов связи, перехват факсовой и модемной передачи сообщений;
— перехват компьютерной информации (в том числе радиоизлучений компьютера), несанкционированное внедрение в базы данных;
— скрытая фото- и видеосъемка с помощью специальной оптики;
— визуальное наблюдение за объектом;
— несанкционированное ознакомление с документами;
— аналитическое исследование открытых публикаций фирмы (предприятия);
— получение сведений о деятельности предприятия, его полезных продуктах и отходах производства;
— несанкционированное получение информации о личности путем подкупа или шантажа должностных лиц, сотрудников, знакомых, обслуживающего персонала или родственников, знающих о роде деятельности.
Наиболее распространенным можно назвать несанкционированное (без воли и согласия информанта) получение информации.
В последние годы массовым явлением стало беззастенчивое заимствование интеллектуальной и промышленной собственности. Западные партнеры стремятся незаконным путем получить закрытую информацию, представляющую экономический интерес. Поэтому обеспечение экономической безопасности предприятия в условиях рыночной экономики требует защиты коммерческой тайны.
Как же это происходит в других странах? В США, ФРГ, КНР, Японии защита коммерческой тайны обеспечивается системой промышленной секретности, которая опирается на соответствующую правовую базу. При этом основную роль играют сами фирмы, а не государственные органы.
В Соединенных Штатах, имеющих наиболее совершенное законодательство в области защиты информации, Закон о коммерческой тайне или, по принятой там терминологии, — «фирменных секретах» («секретах производства») был принят только в 1979 г. и то не всеми штатами. Согласно этому закону коммерческую тайну составляет информация, которая имеет самостоятельную экономическую стоимость благодаря тому, что, не будучи общеизвестной, она является объектом разумных усилий по защите. Чтобы информация была юридически признана коммерческой тайной, закон рекомендует:
— указать ценность информации (какие средства затрачены на ее получение, и во что вам обойдется ее несанкционированное обнародование);
— назвать, какие меры защиты данного секрета были предприняты.
В ФРГ действует закон о недобросовестной конкуренции, в котором выделяются два вида тайн — производственная и коммерческая. Данный закон устанавливает уголовную ответственность до 3 лет тюремного заключения за сообщение коммерческой или производственной тайны посторонним лицам, а также за ее выведывание. К производственной тайне в ФРГ относят сведения организационного и технического характера, которые касаются способа производства, технологии, организации труда, а также технические открытия, изобретения либо сведения о характере и целях исследовательских работ и т. д. К коммерческой тайне относятся сведения о торговых отношениях фирм: организация и размеры оборота, состояние рынков сбыта, о поставщиках и потребителях, о банковских операциях.
Госсовет КНР в 1988 году утвердил Положение о коммерческих службах безопасности, не входящих в структуру государственных правоохранительных органов. Являясь хозрасчетными организациями, они выполняют определенные виды работ и услуг согласно контрактам, заключаемым с госучреждениями, кооперативами, частными предприятиями, а также предприятиями, основанными на смешанном китайском и иностранных капиталах. Решение о том, какие секреты необходимо защищать на каждом предприятии, в каждой организации принимается на основе договоренности и строится на экономическом расчете.
В Японии нет ни законов, ни каких-либо других нормативных актов, предусматривающих ответственность за разглашение коммерческой тайны. Там эта проблема решается следующим образом: на департаменты кадров, имеющиеся в каждой японской фирме, возлагается контроль за неукоснительным соблюдением режима секретности, который основывается на кодексе поведения служащих. В нем имеются положения, запрещающие передавать посторонним лицам сведения, содержащие коммерческую тайну; заключать сделки, которые могут подорвать доверие к компании со стороны клиентов; устраиваться без разрешения руководства на работу по совместительству; умышленно наносить экономический ущерб; давать и получать взятки.
Следует отметить, что японский бизнес менее всего страдает от утечек информации. Это связано с присущей этой стране системой «пожизненного найма» и воспитанием у сотрудников чувства патернализма, когда они считают себя членами одной семьи.
Руководитель фирмы «Сони» Акио Морита утверждает, что без преданности, которая приходит с долгосрочной занятостью, нет возможности положить конец утечкам информации и воровству.
Таким образом, международный и отечественный опыт по организации безопасности предпринимательской деятельности отводит коммерческой тайне одну из ключевых ролей, рассматривая это понятие исключительно комплексно: на правовом, техническом и нравственном уровне.
* Научное определение термина «информация» основано на вероятностных свойствах полученных сведений и, чем менее вероятно событие (процесс, явление и т.п.), о котором сообщается, тем больше информации несет это сообщение.
Об авторе:
Сальников Виктор Петрович,
доктор юридических наук,профессор, академик,
заслуженный деятель науки Российской Федерации, начальник Санкт-Петербургского Университета МВД России
Свернуть статью
Коммерческая тайна. Современное состояние проблемы (стр. 30-31)
Аннотация:
В процессе реформирования российской экономики негосударственный, в том числе частный сектор, превратился в доминирующий. Предпринимательство рождает конкуренцию и, как следствие, крупномасштабный и всесторонний сбор информации. Рынком владеет тот, кто владеет информацией. Вместе с новыми информационными технологиями возникли и новые виды посягательств, ранее не известные отечественной юридической науке и практике. Нормативно-правовая база и морально-нравственные устои современного российского общества оказались не готовы к столь быстрому экономическому «скачку».Читать всю статью