заместитель председателя Центрального Банка России В. Н. Мельников
— Виктор Николаевич, какие меры предпринимает сейчас Центробанк, чтобы пресечь утечку капиталов за границу?
— Одна из основных функций Центробанка в сфере валютного контроля — это разработка и принятие нормативных актов, а также контроль за их исполнением кредитно-финансовыми учреждениями. Оставаясь в рамках наших полномочий, только за один из весенних месяцев мы ввели в действие пять новых нормативных документов. Надеюсь, они заметно ограничат возможности различных «серых» схем, применяемых теневыми структурами для вывоза капиталов за пределы нашей страны.
Вместе с тем складывающаяся ситуация диктует необходимость активизации этой работы. Опыт показывает, что «теневая» среда приспосабливается к вводимым нами регулирующим и ограничительным мерам в очень короткие сроки: в среднем от 2 до 3 недель, после чего изыскиваются новые схемы вывоза или отмывания капиталов.
Для противодействия этой практике необходимо повысить уровень аналитической работы всех органов государственной власти и управления, связанных с валютным контролем, в первую очередь Центробанка. Мы полагаем целесообразным создать единый информационный комплекс, основными функциональными элементами которого станут системный анализ, надежная информационная база, действующая в режиме реального времени и, на их основе, разработка новых нормативных документов и законодательных предложений.
Продуманный и согласованный план реализации этих подходов у нас есть, и хотелось бы, чтобы в ближайшее время он начал претворяться в жизнь.
— Что можно сказать о противоборствующей стороне — о тех, кто применяет «серые», как Вы их назвали, схемы?
— Основными действующими лицами в этих схемах являются банки, зарегистрированные в оффшорных зонах, а также фирмы-однодневки. Судя по последним данным, в стране действуют свыше 670 тысяч предприятий, являющихся участниками внешнеторговой деятельности. Они регистрируются в уведомительном порядке: каждый день по несколько сотен. И столь же быстро исчезают!
Скорость создания подобных фирм намного опережает реальные возможности их контроля со стороны государства. Поэтому Центробанк выступил с законодательной инициативой предоставить Правительству право лицензирования внешнеэкономической деятельности. Это решение стало бы важным, принципиальным шагом на пути к наведению порядка.
Мы считаем, что, кроме всего прочего, намеченные меры приведут к повышению эффективности работы правоохранительных органов по профилактике и пресечению финансовых правонарушений.
— Какая связь?
— Вся незаконно переводимая за рубеж валюта куплена на внутрироссийском валютном рынке, куплена за рубли! Откуда же берутся такие огромные рублевые средства? Я уже говорил, что основными субъектами нарушений законодательных и нормативных актов, регулирующих вывоз валюты, являются фирмы-однодневки. Зачастую весь персонал таких фирм ограничивается одним-двумя сотрудниками. Из каких же источников один человек чуть ли не ежедневно черпает миллиарды рублей?
Недавно в городе Угличе была выявлена подобная фирма. С ее счета за один месяц на Виргинские острова было переведено более 100 миллионов долларов. Якобы под закупку сливочного масла! Ясно, что подобные явления должны быть зоной особого внимания правоохранительных органов.
На повестке дня — усиление координации действий всех правоохранительных ведомств и органов финансового контроля. Только совместными усилиями мы сможем радикально переломить негативные тенденции.
— В прошлом году было заключено специальное соглашение между Центробанком и Генеральной прокуратурой. Но взаимоотношения Центробанка с Министерством внутренних дел были не столь безоблачными. Что-нибудь изменилось?
— Необходимость лучшей координации повлекла изменения в отношениях между нами и МВД. В октябре 1998 года было заключено соглашение, аналогичное подписанному Генеральной прокуратурой и Центробанком.
В результате этого между Центробанком и МВД значительно улучшился обмен информацией, связанной с противодействием утечке капиталов за границу. Ведь даже простой обмен сведениями, налаживание человеческих контактов повышает оперативность и эффективность в решении общих для нас задач.
— А поможет ли в этом реструктуризация отечественной банковской системы?
— Нет худа без добра, и выскажу, возможно, парадоксальную мысль: благодаря неизбежной реструктуризации банков страна имеет уникальный шанс существенно оздоровить всю кредитно-финансовую сферу. Ведь одним из самых негативных факторов является то, что на каком-то этапе — видимо, в 1992—1993 годах — в банковскую систему проник капитал, напрямую связанный с «серым» и даже с криминальным бизнесом. Именно через банки, попавшие под контроль криминальных структур, и происходит отмывание денег, организуется переброска валютных средств на заграничные счета.
Проводя реструктуризацию, мы обязаны с особой тщательностью проверять подобные кредитно-финансовые учреждения. Разумеется, вместе с правоохранительными структурами, органами финансового и налогового контроля.
Свернуть статью