В Чечне российские силовые ведомства столкнулись с качественно новыми обстоятельствами, принципиально нетипичной для них оперативной обстановкой. Они оказались задействованы в широкомасштабном внутреннем вооруженном конфликте, имеющем ряд признаков локальной войны. Характер и масштабы этого конфликта потребовали привлечения в зону боевых действий помимо органов внутренних дел и внутренних войск значительной группировки Вооруженных Сил, применения боевой техники, артиллерии и авиации.
Поход, подобный освобождению Западной Украины и Западной Белоруссии, в Чечне не получился. Пришлось вести боевые действия с комплексным огневым поражением, атаками, штурмами, маневрами. Специальная операция приобрела характер затяжного общевойскового боя. Это обусловило интенсивное применение нетрадиционных для внутренних вооруженных конфликтов сил и средств: танков, артиллерии, фронтовой авиации и вертолетов.
Штурм Грозного
Особое место в анализе действий войск в операции занимает штурм Грозного. Ожидалось, что бандиты окажут самое серьезное противодействие непосредственно в его начале. Однако боевики оказались хитрее. Не оказывая сопротивления, они пропустили к центру города боевую технику с передовыми, действовавшими в предбоевых порядках и следовавшими за ними в походных порядках штурмовыми отрядами. Воспользовавшись тем, что группировки Вооруженных Сил ушли вперед, не блокировав коммуникации, не выставив заслонов и блок-постов на улицах столицы, боевые отряды чеченцев вновь вышли на них и заняли заблаговременно подготовленные, оборудованные в инженерном отношении рубежи обороны в тылу передовых частей и штурмовых отрядов. В итоге федеральные войска понесли самые большие за весь конфликт потери, а арсенал Дудаева пополнился захваченной техникой.
Военное руководство Чечни, главари отдельных банд были хорошо осведомлены о положении федеральных сил и выполняемых ими задачах. А наша разведка, установив силы и узлы обороны, не вскрыла и не спрогнозировала главного – замысла действий бандитских формирований. А ведь без хорошо поставленной разведки и контрразведки эффективная борьба с противником невозможна.
С прибытием новых соединений и частей в основу измененной тактики действий в Грозном легло последовательное освобождение штурмовыми отрядами основных коммуникаций, захват ключевых объектов, закрепление районов и их очистка от мелких групп боевиков. Штурмовые отряды усилились подразделениями внутренних войск, применявшими специальные средства. Армейским соединениям и частям был придан ряд подразделений ОМОН.
Внутренние войска совместно со Сводным отрядом МВД, сформированным из подразделений ОМОН, СОБР, спецназа ГУИН и усиленным боевой техникой ВС, приступили к специальным операциям по очистке города от боевиков и постепенно сменяли армейские части, несущие службу заслонами. Поскольку армейские группировки наступали по направлениям, не захватывая полностью кварталы города, то специальные операции, проводимые войсками, зачастую носили форму наступательного боя (штурма) и осуществлялись во взаимодействии с танковыми подразделениями, артиллерией и авиацией. Город не был полностью блокирован, в него проникали новые группы боевиков, и войскам и подразделениям МВД приходилось по несколько раз чистить одни и те же районы, а также повторно овладевать многими объектами.
В ходе общевойскового боя сводные части внутренних войск и подразделения органов внутренних дел столкнулись с рядом трудностей. Не было опыта организации взаимодействия и практики совместных действий с танковыми подразделениями, артиллерией и авиацией, единой системы радиосвязи, не хватало средств инженерной разведки и инженерного обеспечения. Впервые пришлось вести бои в городе. Поэтому федеральные силы не увязали сигналы взаимного опознавания, управления и взаимодействия, не были обеспечены топографическими картами и детальными планами города. Нsизкую боевую слаженность показали ряд сводных частей как внутренних войск, так и армии. Подразделения и штабы были сформированы из военнослужащих различных частей и соединений; в ряде случаев командование осуществлялось второстепенными лицами. Слабую подготовленность порой приходилось исправлять «с колес» — за несколько часов до начала боевых действий учить штурмовать город, здание, вести разведку и т. д. С учетом опыта начального периода операции в штаты ряда частей и соединений оперативного назначения были введены инженерно-саперные подразделения. Однако и в них ощущался недостаток опытных специалистов, инженерного вооружения и техники.
С освобождением северной части города от крупных банд внутренние войска и органы МВД приступили к комендантской службе. Вместе с органами правопорядка и исполнительной власти несли службу, оборудовали ротные и взводные опорные пункты на заставах, заслонах и КПП. С полным освобождением столицы группировка Вооруженных Сил была сокращена. На внутренние войска и подразделения органов внутренних дел легла основная тяжесть борьбы с бандами на равнинной части республики, в ее населенных пунктах, предгорных и горных районах.
Внутренние войска «потяжелели»
Слабая оснащенность внутренних войск и особенно подразделений МВД боевой техникой, отсутствие тяжелого вооружения, ударных вертолетов не позволяло им самостоятельно выполнять даже свои специфические задачи. Поэтому ряд частей и соединений был усилен тяжелым вооружением и танками. В войска и подразделения МВД поступили огнеметы «Шмель», гранатометы РПГ-18, РПГ-22, РПГ-26, ПТУРы «Метис», «Фагот», ночные приборы разведки и наблюдения, снайперские 9 мм винтовки (винторезы) и другие виды специального вооружения, осваивать которые приходилось непосредственно в боевых порядках.
Руководство действиями федеральных сил по завершению разоружения НВФ было возложено на заместителя министра внутренних дел – командующего внутренними войсками МВД России генерал-полковника А. С. Куликова. Для более тесной координации действий разнородных сил было сформировано Объединенное командование, в состав которого вошли представители в ранге заместителей министров и руководителей иных федеральных органов исполнительной власти (МО, МВД, МЧС, ФСБ, ФПС, Федерального управления железнодорожных войск).
Боевики, продолжая оказывать упорное сопротивление федеральным войскам, оборудовали в инженерном отношении подступы к городам Аргун, Гудермес, Шали и другим населенным пунктам равнинной части республики и предгорья. В основу их тактики были положены жесткая оборона в населенных пунктах, активизация диверсионной деятельности в тылу федеральных сил, провокации на границе с Дагестаном для втягивания в вооруженный конфликт соседней республики. По ночам боевики пытались спровоцировать перестрелки между соседними подразделениями различных силовых ведомств.
В этот период была проведена наиболее показательная операция по освобождению федеральными силами г. Аргун , где действовала группировка (свыше 2000 боевиков), вооруженная танками, орудиями, РСЗО БМ-21 «Град». На окраинах города были оборудованы опорные пункты, ряд зданий подготовлен к длительной обороне. Ночью танки и артиллерия боевиков использовались в качестве кочующих огневых средств.
В ходе операции была проведена детальная разведка, учтены многие недостатки, имевшие место при действиях в Грозном, апробированы новые тактические приемы. Операция, рассчитанная на пять суток, была проведена за три дня и с минимальными потерями. Опыт, полученный при проведении Аргунской операции, был успешно использован федеральными силами при овладении Гудермесом, Шали, Ассиновской, Самашками и другими крупными населенными пунктами.
В конце мая 1995 года бомбо-штурмовыми ударами фронтовой, бомбардировочной и армейской авиации, огнем артиллерии было нанесено поражение противнику и рассечена его оборона в предгорьях, наступательными действиями объединенной группировки освобождены ущелья и предгорья главного Кавказского хребта, захвачены господствующие высоты в районе населенных пунктов Ведено и Ножай-Юрт.
Потом был Буденновск, мораторий, переговоры, попытка захвата боевиками Гудермеса, захват заложников в Кизляре и Первомайском, отвод частей с занимаемых рубежей и вывод войск из Чечни...
Единство управления
Ведение боевых действий в предгорье и горах потребовало уточнения тактики. Изменился характер огневого поражения и применения боевой техники, увеличился объем огневых задач. Значительно больше внимания стало уделяться всем видам охранения, разведке, организации взаимодействия. Появились новые элементы боевых порядков: обходящие отряды, тактические воздушные десанты. В боевую практику были внедрены и показали свою эффективность снайперские засады, ночные патрули на бронетехнике с привлечением сотрудников ОМОН и МВД Чеченской республики, целевые мероприятия отрядов специального назначения, засады в местах возможного появления боевиков.
К операциям привлекалось большое количество сил и средств внутренних войск, Российской армии, подразделений ОМОН и СОБР органов МВД, что требовало координации их действий и обеспечения единства управления. В каждом войсковом звене и по каждой очередной задаче создавалась своя система взаимодействия так, чтобы как можно полнее реализовать возможности всех сил и средств, согласовать усилия в интересах тех, кто играл главную роль в решении общей задачи, конкретно определиться по цели, месту и времени.
В ряде соединений и частей (особенно в начальный период) допускались недостатки в организаторской деятельности, приводящие к неоправданным жертвам среди личного состава, потерям бронетехники, вооружения и материальных средств. Отдельные командиры не уделяли должного внимания организации и поддержанию взаимодействия между соседними подразделениями, находящимися на незначительном удалении друг от друга. Несвоевременно доводились до личного состава и применялись единые сигналы опознания, единые радиочастоты. В ряде случаев мотострелковые и танковые подразделения слабо взаимодействовали с артиллерией и подразделениями, несущими службу на блок-постах. Личный состав атакующих подразделений иногда не информировался о том, какой дом уже взят, а в каком еще находится противник.
Обеспечение войск
Рассматривая вопросы организации взаимодействия силовых структур в операции, нельзя не коснуться отдельных видов обеспечения. Серьезным упущением в подготовке операции явилось то, что в начальный период в группировке федеральных сил отсутствовал единый центр, призванный координировать усилия всех сил и средств разведки, осуществлять сбор информации от органов управления разведкой и оперативных подразделений МО, ФПС, ФСБ, МВД, МЧС и Миннаца России. У федеральных сил отсутствовал долгосрочный прогноз. Переход бандитов к новым способам действий, замыслы их главарей зачастую становились нео жиданностью для войск. Только с созданием объединенного разведывательного центра стало возможно комплексно подойти к обработке разведывательной информации, хотя вклад агентурной, радиоэлектронной, космической, воздушной, специальной разведок соответствующих министерств и ведомств мог бы быть и большим. Несмотря на огромный арсенал технических средств, не в полной мере использовались возможности РЭБ и радиоэлектронного подавления систем связи и управления боевиков, чеченцы беспрепятственно вели радиопереговоры, а радиоперехват осуществлялся на низком уровне. Одной из причин этого была низкая укомплектованность постов радиоразведки переводчиками с чеченского языка.*
Наиболее остро в ходе управления войсками в вооруженном конфликте проявилось отсутствие единой системы связи органов внутренних дел, внутренних войск МВД, ФСБ, Министерства обороны, ФПС, МЧС России в чрезвычайных ситуациях. Для организации устойчивой связи в группировке применялись практически все ее виды: радио, радиорелейная, проводная, спутниковая, фельдъегерско-почтовая. При этом максимально использовались узлы и каналы связи Вооруженных сил, МВД, министерства связи, а также стационарная сеть внутренних войск и каналы связи других взаимодействующих органов, что обеспечивало передачу необходимой информации по телеграфным и телефонным закрытым каналам. Возможности внутренних войск и органов МВД, особенно в создании тропосферных линий, оказались недостаточными, они были восполнены средствами связи Вооруженных сил. Отечественные средства связи тактического звена, громоздкие и легко узнаваемые, заметно выделялись среди другой техники, что позволяло поражать их в первую очередь. Повысить живучесть, особенно в Грозном, сократить потери (а в ряде частей и избежать их) позволила имитация КШМ под специальные автомобили аварийных служб.
Особое внимание стало уделяться информированию личного состава об оперативной обстановке и характере предстоящих действий. Опыт показал, что информирование должно быть постоянным, непрерывным, оперативным и охватывать всех участников операции. Рядовой боец не должен руководствоваться догадками, домыслами и слухами. Соответствующие службы обязаны так готовить материалы, чтобы у личного состава не оставалось сомнений в полноте полученной информации, обеспечивая в то же время соблюдение режима секретности.
Все вопросы тылового и технического обеспечения в операции планировались и осуществлялись в тесном взаимодействии внутренних войск и органов МВД с ВС. Впервые тыловые органы работали под общим командованием, их действия были подчинены единому замыслу и согласованы по месту и времени. Основу обеспечения федеральных сил составили стационарные военные базы, арсеналы, склады, ремонтные органы Северо-Кавказского военного округа, базы и склады довольствующих округов МВД, ремонтные подразделения и органы снабжения внутренних войск. Из-за отсутствия соответствующих запасов и недостаточного финансирования потребность внутренних войск и подразделений МВД необходимыми боеприпасами и военно-техническим имуществом обеспечивалась из арсеналов ВС. Материальные средства и ГСМ доставлялись транспортом частей Министерства обороны и железнодорожным транспортом, а также сводными подразделениями подвоза, сформированными в ходе операции в группировке внутренних войск. Для покрытия некомплекта внутренних войск в учебных центрах ВС была организована подготовка механиков водителей БМП и других специалистов. В связи с тем, что большинство сводных частей и соединений внутренних войск выполняли задачи на значительном удалении от пунктов постоянной дислокации, им требовалось содержать и возить с собой повышенные запасы материальных средств, что затрудняло их управляемость и маневренность.
Питание военнослужащих и сотрудников МВД в первое время организовывалось по норме общевойскового пайка мирного времени. Но при огромном физическом напряжении личного состава и высокой интенсивности боевой работы этого пайка оказалось явно недостаточно, и личный состав группировки стали обеспечивать дополнительным питанием.
Помощь раненым и больным всех ведомств оказывали госпитали и медицинские отряды специального назначения Министерства обороны. Отсутствие у внутренних войск и органов МВД собственной госпитальной базы в регионе, неурегулированность вопросов по взаиморасчетам за лечение, перегрузка маломощного Владикавказского госпиталя Минобороны создавало серьезные проблемы, причем страдающей стороной являлись раненые и больные...
Пятая колонна
В Чечне особо остро встала проблема морально-психологического обеспечения боевых действий. Дудаевская пропаганда оказалась значительно более мощной, чем официальная. И развернули ее гораздо раньше. Уже в августе 1994 года по селам Чечни возили видеофильм об осетино-ингушском конфликте, где армия, внутренние войска, органы МВД представлялись в роли кровавых убийц. Оболванивание коренного населения, не знавшего целей федеральных войск в чеченской кампании, так называемые «зверства» российских солдат, о которых с большой охотой распространялись дудаевские, да и некоторые центральные телекомпании и пресса, создали условия для продолжительного вооруженного конфликта, придали ему столь ожесточенный характер.
Прочеченское лобби в российских средствах массовой информации формировало образ боевика — мужественного и справедливого защитника суверенитета Чечни от российской агрессии. В информации о федеральных войсках СМИ, напротив, стремились показать их самые невыгодные стороны – разбитую технику, растерянность, неподготовленность молодых солдат. Внимание акцентировалось исключительно на неудачных операциях. Все это подрывало моральные устои войск, их психологическую готовность к ведению боевых действий.
Председатель парламентской комиссии по расследованию причин и обстоятельств возникновения кризисной ситуа ции в Чеченской Республике Станислав Говорухин на парламентских слушаниях назвал позицию средств массовой информации бунтом против президента, правительства, парламента, против российской государственности и российского народа. Например, многие СМИ на весь мир растиражировали версию команды «миротворцев» о якобы имевшей место карательной экспедиции федеральных сил против мирного села Самашки, описали якобы имевшие место издевательства солдат над местными жителями, расстрелы, насилия, раздавленных танками детей, выброшенных из вертолетов заложников...
А на самом деле в Самашках был страшный, жестокий бой. 350 наших военнослужащих получили ранения, 52 были тяжело ранены, 16 погибли, 5 единиц бронетехники подорвалось на минных полях вокруг села, столько же подожжено в самих Самашках. У боевиков была боевая техника: крупнокалиберные пулеметы, огромное количество гранатометов и огнеметов. На центральных улицах села буквально каждый дом был превращен в огневую точку. Во многих дворах они установили минные растяжки, с крыш «работали» гранатометчики и пулеметчики. Ночью, чтобы увидеть перебегающие цепи солдат, боевики поджигали дома. Еще более ожесточенные бои шли в лесном массиве юго-западнее Самашек. «Миротворцы» и СМИ озлобили своими россказнями боевиков. Именно в этот период дудаевцы особо лютовали, глумились над ранеными и пленными...
А ведь в США перед войной в Персидском заливе была развернута мощная пропагандистская кампания, вся информация проходила жесткую цензуру, за обход которой налагался большой денежный штраф или тюремное заключение. С целью дезинформации в СМИ распространялись ложные сведения. Сторонников у Ирака тогда осталось немного...
В России же ценой огромных усилий удалось нейтрализовать негативное воздействие предвзятой, необъективной и злопыхательской критики, создать в целом позитивное общественное мнение о группировке федеральных сил и выполняемых ею задачах.
Новая партизанская война
Опыт межнациональных вооруженных конфликтов на постсоветском пространстве, в частности, Чечни, перспективный анализ военно-политической обстановки специалистами ведущих стран мира свидетельствуют о том, что в локальных войнах и вооруженных конфликтах основными станут партизанские действия. С переходом дудаевцев к партизанской войне федеральные силы не смогли им противопоставить адекватную тактику — там, где бандиты сильны, войска оказались слабы и пассивны. Активные ночные действия, засады, налеты, военная хитрость, дерзость, внезапность, маневренность — все это, к величайшему сожалению, в начальный период операции оказалось привилегией противника. В каждом новом вооруженном конфликте новая группировка сил, новый состав офицеров, солдат, сотрудников МВД все начинают с нуля. Одни и те же дороги повторно поливаются кровью...
Вместе с тем, опыт партизанских движений (в том числе и зарубежный) в нашей стране изучался и анализировался. Однако дальше «заинтересованных» в этом структур Главного разведывательного управления дело не пошло. И вот почему. Готовя руководителей партизанского сопротивления в неприсоединившихся и развивающихся странах, от отечественных военных специалистов держали за семью печатями все наработки, инструкции, пособия, наставления по этой проблеме. А специальная подготовка к действиям в условиях партизанской войны необходима прежде всего личному составу пограничных, внутренних, воздушно-десантных войск, разведчикам, частям морской пехоты. Для этого нужно по-настоящему заняться обобщением опыта, возобновить издание трудов, разработать нужные учебники и пособия, ввести курс в военно-учебных заведениях. Недооценивать значение партизанских действий сегодня недопустимо.
Исходя из опыта предыдущих межнациональных вооруженных конфликтов и Чечни, система привлечения армии, внутренних и пограничных войск, милиции и других сил, соподчиненность ведомств, их взаимодействие, а также их единая система управления и снабжения, ответственность за применение их формирований в вооруженных конфликтах остаются важнейшим направлением законодательной работы. Силовые ведомства должны быть подготовлены к исполнению специфических военных, полицейских, административных, дипломатических, разведывательных и иных функций. В подобных конфликтах их роль должна быть с самого начала сориентирована на обеспечение лояльности мирного населения и создание благоприятного общественного климата.
1 Интересным примером может служить развернутая США система разведки в операции «Буря в пустыне», которая через спутниковые каналы связи была соединена с системой управления министерства обороны и позволяла для оценки действий противника привлекать все имеющиеся силы и средства обработки данных. Все разведорганы передавали свои данные в единый банк разведданных, который изучался, анализировался, и информация в короткие сроки поступала к исполнителям для принятия решения. В зоне конфликта было сосредоточено более 400 наземных станций разведки, около 150 разведывательных самолетов и вертолетов, до 90 беспилотных летательных аппаратов, свыше 30 спутников вели разведку из космоса. Потребности войск обеспечивали 16 станций спутниковой связи, около 4 тысяч комплектов высокоточного навигационного оборудования и 10 тысяч персональных ЭВМ. Все это позволяло вскрывать передвижения иракских войск за 6–9 часов до их начала.
Об авторе:
Станкевич Анатолий Александрович,
полковник, доцент Санкт-Петербургского Университета МВД России
Свернуть статью