Увеличить поступления доходов в бюджеты всех уровней. Защитить здоровье и жизнь граждан. Укрепить экономическую безопасность государства... На это нацелены вышедшие в октябре прошлого года Указы Президента РФ и постановление правительства «Об усилении государственного регулирования в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции». Сполна реализовать их — общая забота всех правоохранительных и контролирующих органов.
— Причин недостаточной эффективности борьбы с криминальным алкоголем и слабого противодействия незаконному его обороту много. Это — затянувшийся экономический кризис, несовершенное правовое регулирование производства и оборота алкогольной продукции, пробелы в уголовном и административном законодательствах. Но главное — государство утратило реальные рычаги воздействия на ситуацию в спиртовом бизнесе. Исторически сложилось, что доход от него был одним из основных источников бюджета. Сейчас же бюджет государства ежегодно недополучает, по экспертным оценкам, около 30 миллиардов рублей акцизов и сборов.
Для достижения наибольшего эффекта в пресечении правонарушений на алкогольном рынке нужны согласованные действия всех служб МВД России — подразделений криминальной милиции, милиции общественной безопасности, Государственной безопасности дорожного движения, милиции на железнодорожном, водном и воздушном транспорте и других. Их координацию осуществляет рабочая комиссия, которую возглавляет генерал-полковник милиции, первый заместитель министра Владимир Васильев. Я вхожу в эту комиссию вместе с другими заместителями начальников главков МВД.
Именно социальной направленностью продиктовано решение руководства МВД России о введении нового показателя результатов деятельности органов МВД по борьбе с незаконным производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции. Это — уровень пополнения доходной части бюджета. Такой подход к делу, как уже показывает практика, вполне оправдан.
В прошлом году в ГУВД Москвы при УБЭП было создано специальное оперативное подразделение. За год его сотрудниками проверено более 45 тысяч предприятий, занимающихся производством и реализацией алкогольной продукции, выявлено 3709 нарушений, пресечена незаконная деятельность 39 подпольных производств, изготавливающих фальсифицированные спиртные напитки. Из незаконного оборота изъято 179 тысяч декалитров спирта, а также более 8 миллионов бутылок готовой продукции на 200 миллионов рублей. Вытеснение подпольной водки с потребительского рынка столицы позволило увеличить ее легальное производство и продажу. Как следствие, в бюджет столицы поступило налогов от реализации алкогольной продукции отечественного производства в сумме свыше 950 миллионов рублей, или в 1,6 раза больше, чем в 1997 году.
Главным управлением по борьбе с организованной преступностью развернута масштабная работа по перекрытию каналов незаконного поступления в Россию спирта и водки из-за рубежа. Несколько спокойнее стало на российско-грузинской границе. Этого, к сожалению, не скажешь о положении на границе с Республикой Казахстан. Отсутствие надлежащего таможенного и пограничного контроля пока еще позволяет дельцам ввозить к нам контрабандный спирт. Конечно, на эффективности борьбы с контрабандой сказывается нехватка сил и средств для закрытия «лазеек».
Криминальный бизнес продолжает широко использовать перевозку спирта и алкогольной продукции как внутри страны, так и из-за рубежа в контейнерах. Всеми видами транспорта... При этом в сопроводительных документах указывают, что будто перевозят домашние вещи, тару, муку, сахар, растительное масло и другие товары. Пресекать такие нелегальные перевозки можно только скоординированными действиями подразделений милиции на транспорте, по безопасности дорожного движения и территориальных органов внутренних дел в тесном контакте с органами таможенного и пограничного контроля. И там, где взаимодействие этих служб налажено, имеются и весьма обнадеживающие результаты.
Так, в прошлом году предотвращена попытка поставки контрабандного зелья из Греции. Сотрудниками ЛОВД морского порта Новороссийск, занимающимися борьбой с экономическими преступлениями, были установлены и впоследствии изъяты 12 контейнеров, в которых согласно документам должна была находиться... тара. Вместо нее оперативные работники обнаружили 200 тонн спирта. В Пензенской области восемь жителей города Кузнецка в 30 железнодорожных контейнерах доставили «домой» 120 тонн спирта из Северной Осетии-Алании по сопроводительным документам, в которых значилась минеральная вода и металлическая тара. Подобные попытки перевозки алкогольной продукции по подложным документам пресечены в Приморском и Хабаровском краях.
Важно налаживать постоянные деловые отношения органов внутренних дел государств Содружества. Так, при проведении совместных с МВД Республики Беларусь оперативно-розыскных мероприятий за короткое время установлено свыше сотни российских коммерческих фирм, занимавшихся незаконным ввозом к нам спирта, выработанного из давальческого сырья. Все эти фирмы не вели никакой хозяйственной деятельности или оказались просто-напросто фиктивными. Приостановлена отгрузка 21 миллиона литров этилового спирта, реализация которого могла бы нанести ущерб России на 1,6 миллиарда рублей. Виновные привлекаются к ответственности.
Сегодня мы часто сталкиваемся с фиктивным экспортом, ложным транзитом. Потому особенно важно тесное взаимодействие и координация работы с налоговой полицией. По совместному с ФСНП предложению распоряжением Правительства России создана Межведомственная специализированная оперативно-следственная бригада с региональными оперативными группами на местах для выявления и пресечения фактов незаконного производства и оборота спирта и спиртных напитков, межрегиональных и коррумпированных связей преступных групп, контролирующих эту сферу. Формирование опергрупп завершено в конце прошлого года. Кстати, еще в октябре в наши подразделения на местах направлено подготовленное вместе с ФСНП соответствующее учебно-практическое пособие.
Координирует действия Федеральных органов исполнительной власти Межведомственная комиссия по проведению единой государственной политики в предупреждении и пресечении незаконного производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции. То, что ее возглавляет министр внутренних дел, накладывает на нас особую ответственность. Разрабатываемые ею меры по восстановлению государственного контроля за данной отраслью, по-моему, весьма эффективны.
Почти во всех субъектах Федерации организованы и межведомственные комиссии. Их цель — сконцентрировать «ресурсы» правоохранительных и контролирующих ведомств на усилении государственного влияния в сфере производства и оборота алкогольной продукции, а также на предупреждении и пресечении совершаемых здесь правонарушений. Это, считаю, позволит сократить случаи дублирования и разнобоя в действиях правоохранительных и контролирующих органов, повысить уровень их взаимодействия в реализации законов и подзаконных нормативных актов.
После выхода постановления Правительства Российской Федерации «Об усилении государственного регулирования в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» милицией, совместно с другими правоохранительными и контролирующими органами, проведено 863875 проверок предприятий всех видов собственности. Выявлено 171330 нарушений. Прекращена деятельность 2605 подпольных цехов по производству спиртовых суррогатов. Изъято из незаконного оборота 2 миллиона декалитров фальсифицированного алкоголя, в том числе опасного для жизни и здоровья граждан — 140 тысяч декалитров.
В ряде регионов пресечены факты изготовления и использования крупных партий фальшивых специальных марок и этикеток. Так, сотрудниками по борьбе с экономическими преступлениями ГУВД столицы прекращена деятельность группы, организовавшей производство поддельных специальных, акцизных и идентификационных марок, предназначенных для маркировки алкогольной продукции. В пяти типографиях изъято 11 тонн специальной бумаги, 1,5 миллиона готовых к реализации и 3 миллиона полуфабрикатов акцизных марок, а также полиграфическое и компьютерное оборудование на более чем два миллиона долларов. В итоге предотвращен ущерб государству от возможной реализации алкогольной продукции с поддельными марками на 252,6 миллиона рублей. По уголовному делу проходит 17 человек. Расследование продолжается.
Анализ статистики свидетельствует, что в 1998 году значительно снизилось количество фактов выпуска или продажи недоброкачественных товаров, в том числе и опасных для жизни и здоровья потребителей. За два последних года их выявлено почти в 9 раз меньше, чем за 1996 год. И секрет не в том, что стали производить и продавать более качественную продукцию, а в том, что статья 238 нового УК РФ не предусматривает, к сожалению, возможности пресечения преступления на стадии покушения. Ответственность по этой статье наступает лишь при наличии вредных последствий для жизни и здоровья граждан. Но установить причинную связь между продажей какой-нибудь отравы и наступлением смерти человека зачастую невозможно. Из-за таких правовых изъянов изготовители и торговцы некачественной продукции уходят от уголовной ответственности.
В условиях, когда рынок заполнен поддельным алкоголем, мы, как и раньше, непрестанно сталкиваемся с проблемами в законодательстве. Например, не имеем права изъять фальшивую алкогольную продукцию, находящуюся в незаконном обороте, в период ее перевозки или хранения, пока не наступит момент ее реализации. Если торговцев ею еще можно привлечь к административной или уголовной ответственности, то тех, кто занимается оптовой перевозкой или хранением спирта, водки и ликеро-водочных изделий в нарушение действующего закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции», «схватить за руку» часто не представляется возможным.
По нашему мнению, чтобы покончить с широкомасштабным незаконным производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции, необходимо одновременно, энергично и настойчиво принимать не только меры уголовного и административного характера, но, главным образом, совершенствовать экономико-правовую базу. Нелегального производителя нужно поставить в такие условия, которые смогут побудить его к выходу из «тени».
МВД России совместно с другими федеральными органами внесло ряд предложений об установлении уголовной и административной ответственности за незаконное производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции. Но от внесения предложений и разработки соответствующего законопроекта до его принятия обычно проходит длительное время. И все-таки у нас есть уверенность в том, что жизненно важные законы будут приняты и сыграют ощутимую профилактическую роль. Это поможет правоохранительным и контролирующим органам существенно повысить эффективность своей работы и в конечном итоге ощутимей влиять на стабилизацию обстановки на алкогольном рынке страны.
Об авторе:
Гурьев Валерий Витальевич,
генерал-майор милиции, заместитель начальника Главного управления по борьбе с экономическими преступлениями МВД России
© Журнал «Милиция» ОР МВД России
Свернуть статью
Алкогольные реки – в берега закона (стр. 18-19)
Аннотация:
Увеличить поступления доходов в бюджеты всех уровней. Защитить здоровье и жизнь граждан. Укрепить экономическую безопасность государства... На это нацелены вышедшие в октябре прошлого года Указы Президента РФ и постановление правительства «Об усилении государственного регулирования в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции». Сполна реализовать их — общая забота всех правоохранительных и контролирующих органов.Читать всю статью