Одним из действенных инструментов борьбы с бегством капиталов стал созданный в 1999 году при МВД России Межведомственный центр по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем. Концепция функционирования Межведомственного центра, позволяющая сочетать полномочия, усилия и информационные базы данных различных правоохранительных и контролирующих органов через своих представителей является наиболее приемлемой и эффективной.
Справочно. Центр создан на правах Управления при МВД России. Его штаты сформированы из числа прикомандированных сотрудников правоохранительных органов (МВД, ГТК, ФСНП, ФСБ) и представителей федеральных органов исполнительной власти (Минэкономики, Минфина, МНС, ВЭК России) и Банка России.
Практическая деятельность Центра позволяет говорить о правильности выбранной схемы его построения. Использование ведомственных полномочий прикомандированных сотрудников дает возможность оптимизировать взаимодействие заинтересованных органов, значительно сокращает время на выработку и согласование совместных решений, а также расширяет информационное поле при получении сведений о финансовом состоянии интересующего нас субъекта и его хозяйственной деятельности.
Следующим шагом в данном направлении стало развертывание на территории России сети аналогичных центров, призванных решать задачи по противодействию легализации незаконных доходов на региональном уровне.
В настоящее время продолжается формирование структуры региональных центров, в 14 регионах подобные центры созданы и уже приступили к работе, в 30 принято решение об их создании.
Зачастую перевод валютных средств за границу осуществляется в целях их легализации через финансовые институты других стран, что говорит о необходимости международного и транснационального характера борьбы с отмыванием денег, полученных незаконным путем. В этой связи Центром осуществляется тесное сотрудничество с правоохранительными органами и аналогичными структурами зарубежных государств (Испании, Франции, Великобритании, Финляндии, США, Германии и др.).
В ходе проведения в рамках Совета государств Балтийского моря (СГБМ) международной региональной операции «Голдфингер» в качестве координатора с российской стороны выступал возглавляемый мною Центр, объемы выявленных перемещенных средств за 3 месяца проведения операции (с ноября 1999 г. по январь 2000 г.) только по России составили около 40 млн. долларов США.
В настоящее время в рамках Совета государств Балтийского моря планируется проведение очередной международной операции «Голдфингер-2».
* * *
К сожалению, объективной статистики об операциях с денежными средствами или иным имуществом, осуществляемых в России с целью легализации доходов, полученных преступными транснациональными формированиями незаконным путем, не имеется. В связи с чем необходима точная оценка происхождения капиталов, отмываемых за границей, мониторинг средств перемещения денег, используемых для их легализации.
Согласно аналитическим данным, имеющимся в Межведомственном центре, инвестиции и вывоз капитала из России за 2000 год составили около 11,5 млрд. долларов США. При этом до 80% капиталов вывозится в США. В то же время объем иностранных инвестиций в российскую экономику составил 7,888 млрд. долларов США, что на 30% меньше, чем официальный объем средств, вывезенных из страны.
Значительный объем инвестиций поступает из оффшорных зон. Так, до 11,4% всех поступлений в промышленность и 68,8% в общую коммерческую деятельность поступило с Кипра; 48,6% инвестиций в черную металлургию — с Антильских островов; 23,2% поступлений в торговлю и общественное питание — с Гибралтара. Продолжающийся рост иностранных инвестиций (20%) в экономику России требует адекватных правоохранительных мер по защите прав инвесторов, собственников и экономики страны от посягательств организованной преступности и проникновения преступных капиталов с целью их легализации.
В этой связи также хотелось бы отметить, что по действующим банковским правилам в США нет ограничений на открытие корреспондентских счетов оффшорных банков и банков, зарегистрированных на почтовые адреса. Практически нет никакой проверки ни самих владельцев упомянутых банков, ни происхождения депонируемых средств. Таким образом, многие крупные банки США открыты для легализации криминальных денег, в том числе и из России.
Экспертные оценки и оперативная информация МВД России показывают, что незаконно вывезенный из России капитал сформировался в основном за счет:
— использования во внешнеэкономической деятельности лжефирм и фирм-однодневок, зарегистрированных на утраченные или похищенные паспорта граждан, банковские счета которых в течение трех месяцев со времени своего создания используются для перевода денег под несуществующие финансовые транзакции в оффшорные зоны, где происходит процесс «наслоения», а затем до наступления срока подачи отчетов о своей деятельности ликвидируются. Отмытые деньги затем возвращаются для внедрения в Российскую Федерацию путем инвестиций в легальный бизнес, для покупки недвижимости, акций предприятий, особенно в процессе приватизации. Считается, что более четверти преступных группировок отмывали деньги именно этим способом.
В целях выявления преступлений, связанных с нелегальным вывозом валютных средств из страны, силами сотрудников ГТК и МВД России в 1999 году и в ходе аналогичной работы в 2000 году изучен и проанализирован информационный массив из почти 30 тысяч паспортов сделок по импорту и 4,5 тысячи — по экспорту; организована работа территориальных аппаратов БЭП, направлена конкретная информация на отработку 1500 субъектов внешнеэкономической деятельности, сумма контрактов которых превысила 260 млн. долларов США. По итогам этой работы возбуждено 232 уголовных дела, из которых 79 окончены расследованием и 13 направлены в суд. Возврат денежных средств в бюджет составил около 300 млн. долларов США и 500 тыс. немецких марок.
— невозвращения предприятиями-экспортерами валютной выручки от экспортных операций под предлогом форс-мажорных и иных обстоятельств;
— авансовых платежей по импортным контрактам, не обеспеченным поставками товаров;
— невозврата валютных средств, необоснованно перечисленных на счета иностранных фирм в счет оплаты фиктивных услуг, прежде всего маркетинговых и консалтинговых;
— осуществления внешнеторговых сделок вне таможенной территории Российской Федерации.
Справочно. Характерной схемой увода капиталов является деятельность команд рыболовных судов, осуществляющих лов рыбы и ее дальнейшую реализацию в зарубежных портах. По имеющимся данным, от продажи на внешнем рынке различной морепродукции ежегодно не поступает на счета в российских банках и остается за рубежом около 2 млрд. долларов США.
— средств, образовавшихся путем искусственного занижения экспортных цен, а также путем осуществления неэквивалентных бартерных сделок;
— осуществления банковских операций с использованием оффшорных компаний и банков для размещения капиталов;
— вывоза частными лицами наличной валюты;
— использования иностранных страховых компаний для осуществления финансовых операций на российском страховом рынке с использованием перестраховочных технологий.
Справочно. Данный механизм предполагает создание за рубежом подставной фирмы, которой перепродается большая часть коммерческого риска с перечислением соответствующей части страхового взноса. При наступлении страхового случая страховая премия выплачивается российским страховщиком лишь в размере оставшейся части риска, а остальная сумма остается на счетах подставной фирмы.
Как правило, перемещенные из России капиталы оседают на счетах в банках Швейцарии, США, Испании, Франции, а также финансовых учреждений, расположенных в оффшорных зонах.
Кроме привлечения к ответственности за невозвращение средств из-за границы (ст. 193 УК России) правоохранительными органами активно применяются нормы уголовного закона, предусматривающие ответственность за иные преступления, совершаемые при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Такими правонарушениями являются контрабанда, легализация доходов, полученных незаконным путем, мошенничество, незаконная банковская деятельность, незаконное и лжепредпринимательство. Только за прошлый год в сфере внешнеэкономической деятельности выявлено 7926 преступлений экономической направленности. Кроме этого, зарегистрирован 4371 факт контрабанды, 1784 — легализации незаконных доходов.
В настоящее время в рамках Совета государств Балтийского моря завершается проведение операции «Райд» с целью выявления юридических и физических лиц, осуществляющих контрабандный ввоз товаров на территорию России, противодействия отмыванию криминальных доходов.
Так, по предварительным итогам первых двух этапов (общей длительностью 8 суток) операции «Райд» проанализировано более 130 сообщений Международного оперативного центра, по которым выявлено около 40 нарушений таможенного законодательства и задержано товаров на общую сумму более 1,5 млн. долларов США. Таким образом, пресечены попытки получения незаконных доходов в результате нарушений таможенных правил и их легализации через сеть оптовой и розничной торговли на территории России.
Полученные факты свидетельствуют о широкой распространенности и значительных масштабах нарушений таможенных правил и о высокой эффективности совместных международных действий правоохранительных органов по пресечению подобных нарушений. В дальнейшем региональными центрами планируется проведение подобных операций с координирующей ролью МВЦ.
Практика работы правоохранительных органов выявила и серьезные проблемы в части ареста и возврата из-за рубежа похищенных средств, имущества и незаконно вывезенных капиталов, решение которых возможно лишь на межгосударственном уровне.
Существующие двусторонние договоры России о правовой помощи с другими государствами не регулируют правоотношения в части наложения ареста на похищенные и переведенные за границу денежные средства и их возврата в Россию. Отсутствует и федеральное законодательство, регламентирующее процедуру раздела конфискованных средств со стороной их местонахождения.
Очевидно, что основным средством предотвращения вывоза капиталов за рубеж является создание социально-экономических и политических условий для заинтересованности инвестирования в экономику, прежде всего отечественных производителей. Однако в современной экономической ситуации решение этой задачи может быть достигнуто лишь в перспективе. На данный момент более актуальным является вопрос создания условий, делающих риски, возникающие при незаконном вывозе капитала за границу, неприемлемо высокими для предпринимателей в сравнении с существующими рисками инвестирования этих средств в отечественную экономику. Надо планомерно принимать меры к устранению условий, способствующих утечке капитала. Необходим системный, комплексный подход, при котором усилия правоохранительных органов получат повсеместную поддержку государства, средств массовой информации и населения.
В большинстве случаев решение указанных проблем лежит в сфере межведомственных и международных отношений. Поскольку все подобные правонарушения взаимосвязаны, то и методы их решения должны быть организованы подобным образом.
Об авторе:
Михайленко Александр Павлович,
генерал-майор милиции, первый заместитель начальника ГУБЭП МВД России — начальника МВЦ при МВД России
Свернуть статью
Плотина поперек потока «грязных» денег (стр. 12-13)
Аннотация:
Одним из действенных инструментов борьбы с бегством капиталов стал созданный в 1999 году при МВД России Межведомственный центр по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем. Концепция функционирования Межведомственного центра, позволяющая сочетать полномочия, усилия и информационные базы данных различных правоохранительных и контролирующих органов через своих представителей является наиболее приемлемой и эффективной.Читать всю статью