Cамый выгодный товар
Мало у кого вызывает сомнение, что интересы криминальной среды устремлены прежде всего в экономическую сферу, где сохраняются и искусственно создаются наиболее благоприятные возможности для быстрого обогащения. На это, в частности, указывает ежегодный рост регистрируемых посягательств экономической направленности, который в последние годы колеблется в пределах 12 — 20%. Общее же число выявляемых ежегодно преступлений данной категории давно перешагнуло рубеж 300 тысяч. При этом если к оценке общего объема экономических посягательств подходить с учетом их исключительно высокой латентности, то их реальное количество вполне сопоставимо с общим массивом преступлений, регистрируемых в стране, — порядка 2,5 — 3 миллионов ежегодно.
За истекшее десятилетие многократно увеличилось число способов воплощения криминальных замыслов, в том числе основанных на использовании современной техники и технологий. Российские криминальные структуры активно взаимодействуют с международными преступными синдикатами, которые в свою очередь стремятся использовать территорию России для дальнейшего расширения своей экспансии.
Извлекая все возрастающие доходы от своей противоправной деятельности, преступники оказывают заметное влияние на социально-политические процессы в государстве, опираясь на мощные юридические силы и коррумпированный чиновничий аппарат, но в то же время не гнушаются использовать насильственные методы перераспределения собственности.
Непродуманная либерализация экономической деятельности, разгосударствление собственности свелись к открытому допуску в экономику теневого капитала, образованию и укреплению практически во всех ключевых отраслях и направлениях хозяйственной деятельности организованных преступных сообществ. К этому следует добавить, что не менее 70% доходов субъектов хозяйственной деятельности по-прежнему никаким образом не декларируются, а обращаются и вкладываются в различные формы теневого и криминального предпринимательства.
Отток капиталов из России — тема особого беспокойства. В разные годы истекшего десятилетия он составлял от 12 — 15 до 25 млрд. долларов в год, а в 2000 году превысил 25 млрд. долларов. По данным, полученным из сопоставления результатов исследований специалистов Российской академии наук, зарубежных научных учреждений, Центрального банка Российской Федерации, за период 1992 — 2000 гг. из России «сбежало» порядка 150 — 180 млрд. долларов США.
Что в Европе хорошо, то в России плохо
Нужно четко представлять, что капитал всегда будет искать для себя более выгодного приложения, достижимого только при стабильной и эффективной экономике, которая в России отсутствует. Не следует также забывать, что, во-первых, часть вывезенного за рубеж капитала возвращается в страну в виде товаров, оборудования, новых технологий, а, во-вторых, экспорт капитала выполняет и очевидно позитивные функции — например, способствует экспорту товаров из страны, расширению международных рынков сбыта для отечественной продукции, решению других национальных экономических задач. Не случайно практически все высокоразвитые государства свою внешнюю экономическую политику строят в значительной степени именно на вывозе капитала, развитии в других странах производств и торговли, особенно на добывающих и перерабатывающих предприятиях, а также экологически опасных.
В России принципиально другая ситуация. Мы стремимся получить кредиты для решения неотложных задач, в то время как колоссальные суммы уходят из страны. Административные запретительные меры только поставят нас в изоляцию от других стран. Лишь создание благоприятных условий для развития отечественной экономики способно прекратить отток и даже вызвать приток капитала в страну.
Чем вывоз отличается от утечки?
От легального вывоза капитала надо отличать его утечку — осуществляемый с нарушением каких-либо норм законов нелегальный вывоз за границу средств. Любая операция нелегального перевода капитала за рубеж является противозаконной, но источник капитала внутри национальной экономики сам по себе может быть абсолютно законным. Например, легально полученная прибыль, уводимая от налогов за рубеж, становится частью правонарушения только после успешного нелегального вывоза из страны. И напротив, вывозимые за рубеж доходы от торговли наркотиками или рэкета являются преступными уже по своему происхождению. Таким образом, процесс утечки капитала может быть связан с разными нарушениями закона в зависимости от источника происхождения средств.
Часть вывоза капитала представляет собой вывод ликвидных активов из страны для уклонения от налогообложения и создания возможности расчетов за рубежом. Неплатежи между предприятиями внутри страны частично компенсируются их взаиморасчетами с использованием зарубежных активов. В этом отношении утечка капитала является выносом за пределы отечественной банковской системы части активов. Средства остаются в международной банковской системе и используются по назначению, но вне национального контроля.
Другим немаловажным фактором вывоза является перевод активов предприятий в личную собственность владельцев или менеджеров предприятий.
Искусство уводить деньги
Наиболее универсальная и распространенная схема для крупного бизнеса — создание «центров прибыли», что требует отлаженного механизма открытия оффшорных и фиктивных российских компаний и их ликвидации. Практически полностью легальная, пригодная для крупных компаний любого сектора экономики и вида деятельности, эта схема последовательно решает две отдельные задачи: перевести капитал внутри России с определенного предприятия и с максимальной степенью легальности и столь же аккуратно перевести его за рубеж. Механизм таков: создается российская фирма А, желательно (но не обязательно) в одной из внутрироссийских свободных зон. Заключается контракт на поставку чего-либо фирмой А фирме Б и осуществляется предоплата за поставку на счет фирмы А, как правило, в одном из «своих» банков (при работе с «чужими» банками увеличиваются издержки). Фирма А переуступает контракт на поставку предприятию В (фирма В уже находится под процедурой банкротства) и расплачивается с ним, но уже своими векселями. Фирма В может поставить продукцию по контракту (фактически даром) или не поставить и остаться в долгу у фирмы А. Для схемы вывода капитала это несущественно, хотя может фиксироваться неплатеж у поставщика. В случае поставки товара (и соответствующих затрат) потери несет В на разницу между стоимостью поставки и потерей выручки при оплате векселями. Существование полумертвых фирм необходимо для этой операции так же, как и достаточно значительный объем неплатежей между фирмами, чтобы такие схемы не выделялись на общем фоне. Наконец, фирма В продает полученные векселя еще одной подставной фирме Г с максимально возможным дисконтом (99%, например). Фирма Г эти векселя к оплате никогда не предъявляет, и они фактически выводятся из оборота. Фирма Г больших потерь не несет и просто гасит всю вексельную цепочку. Теоретически эти векселя могут быть выкуплены обратно или погашены. Итак, в результате предшествующих действий фирма А перевела некую сумму на счет фирмы В, а последняя с ней рассчиталась. Вексельный контур свое отработал. Все указанные выше процедуры вместе представляют собой подготовительный этап концентрации средств вне фирмы А (создание «центров прибыли» может осуществляться и другими способами — например, через схемы внутреннего толлинга и т.п.). Следующая задача состоит в том, что фирма А хочет вывести часть своих финансовых активов за рубеж на оффшорные счета. На этом этапе в игру вступают оффшорные компании.
Оффшорная фирма Д открывает в крупном российском банке счет типа «I» (инвестиционный) для осуществления инвестиций в Россию. Конвертация рублевой прибыли с этого счета в валюту и ее репатриация осуществляются свободно. Банк должен быть крупным, иметь генеральную лицензию и большие обороты, чтобы крупные платежи не бросались в глаза. Фирма Д скупает акции российских предприятий, осуществляя таким образом инвестиции. Фирма В выкупает у фирмы Д акции на сумму, значительно превышающую первоначальную инвестицию. Фирма Д, получив таким образом прибыль от своей инвестиционной деятельности в России на свой счет «I» в банке, конвертирует эту сумму в валюту и переводит за рубеж.
Ждать ли возвращения?
Львиная доля описанных операций проводится с Кипром (порядка 90%). Также используются BVI (Карибы), Channel Islands, Антильские острова (Голландские Карибы). Анализ данных об иностранных инвестициях дает основания предположить, что известная часть убежавшего капитала возвращается в Россию в виде иностранных инвестиций1. Так, по данным российской статистики, Кипр формально является одним из крупнейших инвесторов в российскую экономику, входит в первую пятерку стран-инвесторов. Какие доводы говорят за то, что это именно те деньги, что были прежде вывезены из России?
Во-первых, вывезенный из России капитал должен преодолеть жесточайшую конкуренцию для входа на мировой рынок, реинвестировать его дома существенно легче. Во-вторых, в России может быть обеспечена несравнимо высокая норма прибыли. Наконец, в-третьих, реинвестирование под «крышей» иностранных инвестиций может создать существенно более высокие гарантии для капитала.
Весьма вероятно, что доля той части убежавшего из России капитала, которая возвращается под видом иностранных инвестиций, составляет значительную часть от фактически вложенных средств. Проблемой является то, что лишь часть российского капитала возвращается для производительного использования, да и тот не приносит, видимо, значительного управленческого или научно-технического опыта в Россию.
Родословная беженцев
Специальная международная рабочая группа (FATF) по борьбе с отмыванием денег сформулировала четыре типичные стадии этого процесса. Первая стадия — начальное преступление по получению незаконных доходов, подлежащих отмывке: наркотики, финансовые махинации, рэкет. Нарушение валютного и налогового законодательства при таких формах доходов неизбежно. В России же, видимо, главное исходное нарушение — увод легальных доходов предприятия из-под налогообложения и перевод средств из собственности компании в «дочку» в стране или в оффшоре. За рубежом владельцы компании считали бы это кражей. Однако в России собственники и менеджеры часто не делают больших различий между кассой предприятия и собственной, так что борьба с этим злом самими собственниками не ведется. Вторая стадия — закачка средств в легальную финансовую (банковскую по преимуществу) систему, в нашем случае она в основном происходит за границей с нарушением валютного законодательства. Третья стадия — быстрая переброска средств со счета на счет через подставные компании по всему миру с целью заметания следов. Четвертая — реинвестирование в легальный бизнес отмытых средств. Для их изъятия по суду нужно на каждый отдельный вывезенный миллион доказать, что он — не обычный товарный экспорт. На каждый элемент собственности на Западе нужно предъявить серьезные доказательства криминального происхождения средств от соответствующего суда. Время, емкость и стоимость процесса исключают быстрые существенные результаты.
Еще одним способом является внешний толлинг. Это наиболее известная, хотя и не самая распространенная схема. Давальческое сырье поступает в Россию из-за рубежа по завышенным ценам, продукция вывозится без всяких налогов, и вся прибыль (а иногда и значительная часть издержек) оказывается за рубежом. Фактически это разновидность трансфертных цен. Схема получила наибольшее распространение в начале 90-х в алюминиевой промышленности, преимущественно на тех заводах, которые используют импортный глинозем. В настоящее время он отменен, поскольку новые владельцы, видимо, уже создали заграничную торговую сеть и накопили оборотный капитал для глобальных операций.
В России также получил распространение так называемый внутренний толлинг, но эта схема дает лишь возможности смещения центров прибыли в то или иное звено производственно-сбытовой цепочки. Проблема вывоза полученной прибыли за пределы страны при этом должна решаться другими средствами.
Достаточно широко на первых этапах реформирования экономики использовалось «занижение экспортных цен». Однако эта схема пригодна только для экспортеров; значительное отклонение экспортной цены от мировой привлекает внимание контролирующих органов; объемы вывоза ограничены разницей между себестоимостью и ценой, что во многих случаях не позволяет обеспечить необходимые масштабы вывоза2.
Наконец, еще один из способов вывоза денег за рубеж — это фиктивные импортные контракты (например, фиктивный консалтинг). Вариантом этой схемы является также завышение импортных цен. Схема достаточно опасная, может требовать частой ликвидации зарубежных фирм-партнеров, что сложно и дорого. Крупным бизнесом используется мало.
Адреса мировых «прачечных»
Какие бы схемы ни использовались для незаконной перекачки денег, они по существу были бы невозможны без так называемых оффшорных зон. Согласно оценкам, в оффшорных банковских центрах размещено активов на сумму свыше 5 трлн. долларов США, в том числе 1 трлн. на банковских депозитах и 4 трлн. в виде акций, облигаций, недвижимости и товаров.
Доходы, получаемые в результате различных видов финансового мошенничества, превышают доходы от незаконного оборота наркотиков (по оценкам Программы Организации Объединенных Наций по международному контролю над наркотиками, их годовой оборот составляет около 400 млрд. долларов США), а объем денежных средств, являющихся предметом уклонения от уплаты налогов, многократно превышает доходы от преступлений (доходы от всех видов организованной преступности — 1 млрд. долларов США). Естественно, что такие оценки не могут быть абсолютно точными. Тем не менее очевиден вывод: объем «грязных» денег, проникающих в оффшорные финансовые центры и правовые системы, обеспечивающие соблюдение банковской тайны, является гигантским. На этом фоне сумма конфискованных или возвращенных владельцам активов в случае успешной деятельности правоохранительных органов является незначительной. Например, в сфере международной торговли наркотиками ежегодно отмывается как минимум 200 млрд. долларов, а усилиями правоохранительных органов удается изъять от 100 до 500 млн. долларов США.
По оценкам экспертов и иных специалистов, под категорию финансовых убежищ подпадают:
Карибский бассейн: Ангилья, Антигуа, Аруба, Багамские острова, Барбадос, Белиз, Бермудские острова, Британские Виргинские острова, Голландские Антильские острова, Каймановы острова, Коста-Рика, острова Теркс и Кайкос, Панама, Сент-Ките и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины;
Европа: Андорра, Гибралтар, Гренси, Джерси, Ирландия (Дублин), Кампионе, Кипр, Лихтенштейн, Люксембург, Мадейра, Мальта, Монако, остров Мэн, Сарк, Швейцария;
Азия и район Тихого океана: Вануату, Гонконг, особый административный район, Западное Самоа, Лабуан, Макао, Марианские острова, Науру, Ниуэ, острова Кука, Сингапур;
Ближний Восток: Бахрейн, Дубай, Ливан;
Африка: Либерия, Маврикий, Сейшельские острова.
Значительное число стран не имеет законов, обязывающих банки сотрудничать с национальными правоохранительными органами в расследовании дел по отмыванию денег или не желающих отказываться от разглашения банковской тайны. Среди них Афганистан, Белоруссия, Белиз, Боливия, Вануату, Гаити, Гайана, Гватемала, Куба, Лаос, Литва, Марокко, Мозамбик, Нуару, Сальвадор, Таиланд и Южная Африка.
Некоторые страны не обладают законодательством, разрешающим или предписывающим банкам сотрудничать с правительствами третьих стран в проведении расследований путем предоставления документов и финансовых данных. Это Азербайджан, Албания, Армения, Болгария, Гибралтар, Казахстан, Кот-д’ Ивуар, Кувейт, Киргизия, Молдавия, Никарагуа, Пакистан, Румыния, Словакия, Сент-Винсент и Гренадины, Шри-Ланка, Узбекистан, Украина, Эстония.
К сожалению, в значительной степени примат банковской тайны не позволяет успешно противодействовать отмыванию «грязных» денег и осуществлять расследование по данным фактам в России, а также взаимодействовать с другими государствами, участвующими в этих процессах.
«Черная дыра» в международном праве
Росту объема отмывания «грязных» денег способствует множество факторов. Вот некоторые из них. Неправомерное использование государственного суверенитета при создании безопасных убежищ доходов от преступной деятельности. Увеличение числа международных коммерческих корпораций (МКК), которые обеспечивают непреодолимый уровень защиты информации о правах собственности на активы. Широкое использование оффшорных компаний на условиях доверительной собственности. Деятельность некоторых специалистов, защищенных юридическими привилегиями. Последствия «долларизации» глобального рынка и введения евро на финансовых рынках в предстоящие годы. Возможность использования казино для операций по отмыванию денег. Необходимость сбора большого объема следственной информации по финансовым преступлениям и более эффективного обмена такой информацией. Практическое отсутствие средств регулирования оффшорных банковских операций и чрезмерная защита банковской тайны, которая в некоторых случаях не позволяет даже национальным контрольным органам осуществлять эффективное наблюдение за филиалами национальных финансовых учреждений в таких странах.
Таким образом, в «финансовых убежищах» существует целый инструментарий, состоящий из новых корпоративных форм, фондов, трестов, компаний на условиях доверительной собственности, банков и банковских счетов. Такие инструменты являются неотъемлемыми элементами тех правовых систем, которые намеренно воздерживаются от сотрудничества с остальным международным сообществом в проведении уголовных и налоговых расследований. Они обнаружили огромный пробел в международной правовой и фискальной системе, не отвечающий потребностям глобализации торговли и передвижения людей. Мировому сообществу неизбежно придется также рассмотреть вопрос об использовании некоторыми странами своего суверенитета для предоставления гражданам других стран возможностей обходить законы своего общества.
«Что делать?»: российский вариант
Эффективные меры борьбы с утечкой капитала из России возможны в рамках двух направлений.
Первый путь ограничения утечки капитала из России направлен на улучшение инвестиционного климата России и предполагает решение следующих задач:
1. Достижение политической стабильности.
2. Проведение денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, направленной на устойчивое снижение инфляции и инфляционных ожиданий.
3. Дальнейшее совершенствование законодательной базы, направленное на создание стандартных международных условий для деятельности инвесторов.
4. Ускорение перевода бухгалтерского учета и отчетности предприятий и кредитных организаций на международные стандарты, что позволит сделать российские предприятия более «прозрачными» для инвесторов.
5. Обеспечение прав собственности. Необходима организация системы гарантий и страхования инвестиций.
6. Совершенствование налоговой системы с учетом мировых стандартов. Важное место среди возможных фискальных стимулов в мировой практике инвестиционной и предпринимательской деятельности занимают льготы, связанные с преференциальным режимом поставок импортного оборудования, сырья и комплектующих, используемых на предприятиях с прямыми иностранными инвестициями.
7. Реструктуризация банковской системы и снижение процентных ставок по кредитам до доступного для предприятий уровня. Дальнейшего развития требуют такие финансовые институты, как инвестиционные фонды, аккумулирующие в первую очередь ресурсы мелких частных инвесторов, негосударственные пенсионные фонды.
8. Повышение рейтинга России как страны, принимающей инвестиции, для чего необходимо информировать потенциальных инвесторов об имеющихся в стране инвестиционных возможностях на основе проведения рекламно-информационных кампаний в средствах массовой информации, организации и участия в инвестиционных выставках, то есть формировать имидж целой страны и отдельных предприятий. Необходимо развернуть в странах, где сосредоточены потенциальные инвесторы, кампанию по адекватному и оперативному отражению событий в России.
9. Широкое распространение в мире получила практика создания специализированных государственных агентств, ответственных за взаимодействие с иностранными инвесторами. Подобные агентства выполняют три основные функции: создание благоприятного имиджа страны в глазах потенциальных инвесторов, целевое привлечение инвестиций, оказание инвесторам информационных и консультационных услуг, связанных с осуществлением инвестиций. В этой связи важную роль должно сыграть создаваемое Российское государственное агентство по страхованию и гарантированию кредитных и инвестиционных рисков.
Второй путь ограничения утечки капитала из России предусматривает последовательное введение достаточно жестких административных ограничений в области валютного регулирования. Одним из шагов на этом пути явилось указание ЦБ от 12 февраля 1999 г. №500-У «Об усилении валютного контроля со стороны уполномоченных банков за правомерностью осуществления их клиентами валютных операций и о порядке применения мер воздействия к уполномоченным банкам за нарушение валютного законодательства» (в ред. от 23.08.99 №629-У). Согласно данному указанию банк, через который клиенты проводят валютные операции, обязан получить у этих клиентов документы, подтверждающие, что совершаемая операция не имеет целью вывоз капитала из страны. Там же перечислены семь признаков «подозрительных» валютных операций, о проведении которых следует уведомлять органы валютного контроля. Следующим документом, направленным на усиление контроля за нелегальным вывозом капитала, явилось указание ЦБ РФ от 26.08.99 №634-У «О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в оффшорных зонах» (в ред. от 10.02.2000 №742-У). Этот документ позволяет отечественным банкам устанавливать без специальных разрешений ЦБ РФ корреспондентские отношения только с теми банками-нерезидентами, которые входят в список мировых банков, имеющих максимальный международный рейтинг или обладающих собственными средствами и уставным капиталом в размере не менее 100 млн. евро. Все эти меры принесли определенные положительные результаты. Согласно данным платежного баланса, утечка валюты из Российской Федерации сократилась с 18,2 млрд. долл. в 1998 г. до 11,4 млрд. долл. в 1999 г. Вместе с тем очевидно, что не административные ограничения, а улучшение инвестиционного климата должно стать главной основой для репатриации капиталов в Россию. Речь при этом идет о сочетании мер денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, об укреплении механизмов защиты частной собственности и интересов инвесторов. В качестве пути решения проблемы оттока капитала могло бы быть изменение системы контроля за внешнеэкономической деятельностью уполномоченных банков, в том числе частичное ограничение действия валютных лицензий банков в части установления прямых корреспондентских отношений с банками-нерезидентами. В настоящее время банки-резиденты имеют средства в иностранной валюте на корреспондентских счетах в банках-нерезидентах. Таким образом, эти средства также могут быть отнесены к вывезенному капиталу, т.к. используются для кредитования экономики зарубежных стран. Реально так и происходит. Проводятся операции, связанные с движением капитала, — перевод валютных средств с корреспондентских счетов на счета юридических или физических лиц за рубежом. При этом банк-резидент имеет остаток на корреспондентском счете, а последний в свою очередь проводит операции по финансированию и кредитованию зарубежных хозяйствующих субъектов без отражения движения этих средств в отчетности банка-резидента.
Основная идея предлагаемого механизма заключается в ограничении на установление банками прямых корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, при этом все операции по обслуживанию внешнеэкономической деятельности клиентов, а также собственные валютные операции банков проводятся через корреспондентские счета в Банке России или во Внешэкономбанке. При этом остатки средств в иностранной валюте переводятся с корреспондентских счетов в банках-нерезидентах на счета в Банк России или во Внешэкономбанк.
Необходимо также ускорить принятие двух законопроектов, которые были приняты Государственной Думой в первом чтении 15 марта 2000 г., — «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» и «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». Согласно этим поправкам банки получат право задерживать исполнение проводимых клиентом внешнеторговых операций, имеющих «подозрительный» характер. Данный пакет законопроектов позволит ужесточить механизм контроля за операциями, требующими повышенного внимания, на основе предварительной регистрации внешнеторговых контрактов.
Чтоб не пропасть поодиночке
Во многих зарубежных странах операции по сделке, имеющей признаки легализации незаконно полученных доходов или другие признаки «подозрительности», кредитной организацией могут быть приостановлены, о чем информируются компетентные органы, в крайнем случае клиенту отказывается в проведении такой операции. Показателен в этой связи опыт Италии, законодательство которой рекомендовано Евросоюзу в качестве образца для унификации национальных законодательств в области валютного регулирования и валютного контроля.
В национальном законодательстве Италии установлено 150 признаков, свидетельствующих о возможной принадлежности проводимой операции к разряду криминальных. Информация о таких операциях банками передается в специальное Валютное бюро для последующей проверки. В случае подтверждения подозрений в попытке осуществления преступной акции данные направляются в следственный департамент по борьбе с мафией министерства внутренних дел и службу валютной полиции Финансовой гвардии с целью проведения ими оперативно-следственных мероприятий.
Темпы роста теневого бизнеса и отмывания «грязных» денег в значительной мере определяются процессом интернационализации преступности; мозговые штабы транснациональных криминальных организаций в своих действиях все более консолидированы, энергичны и быстры. В отличие от правительств и правоохранительных структур различных стран, функционирующих в рамках границ и национальных законодательств, для криминальных сообществ границ не существует.
Эти обстоятельства диктуют необходимость поиска более эффективных механизмов взаимодействия всех государственных и негосударственных антикриминальных сил различных стран мира, сближения их позиций в области выработки новых подходов в борьбе с преступностью.
1 Процесс «кругооборота» капитала наиболее известен по Китаю, вывезенный капитал которого в огромных масштабах возвращался в страну в 80 — 90-х годах через Гонконг.
2 Вариацией на эту тему является экспорт конечной продукции под видом сырья и вообще «пересортица»: бензин под видом мазута и т.п.
Об авторе: Калинин
Александр Петрович,
генерал-майор милиции, кандидат экономических наук, Академия Управления МВД России
Свернуть статью
Отмывание и утечка капиталов (стр. 8-11)
Аннотация:
Cамый выгодный товарМало у кого вызывает сомнение, что интересы криминальной среды устремлены прежде всего в экономическую сферу, где сохраняются и искусственно создаются наиболее благоприятные возможности для быстрого обогащения. На это, в частности, указывает ежегодный рост регистрируемых посягательств экономической направленности, который в последние годы колеблется в пределах 12 — 20%. Общее же число выявляемых ежегодно преступлений данной категории давно перешагнуло рубеж 300 тысяч. При этом если к оценке общего объема экономических посягательств подходить с учетом их исключительно высокой латентности, то их реальное количество вполне сопоставимо с общим массивом преступлений, регистрируемых в стране, — порядка 2,5 — 3 миллионов ежегодно.Читать всю статью