В этом году две даты, казалось бы, не связанные друг с другом, отмечают на знаменитом Кировском заводе. Главную историческую — 200 лет со дня образования флагмана отечественного машиностроения — и вторую, вроде бы незаметную, но по-своему символическую — 25 лет принятия к серийному производству первого в мире танка с газотурбинным двигателем.
Может быть, не все знают, что кировцы имели к танкам самое непосредственное отношение, и не случайно в День завода в парадном строю мимо гостевых трибун проходит колонна техники, среди которой почетное место занимает и первый в мире газотурбинный танк Т-80.
История танкостроения на Кировском началась с производства первых отечественных боевых машин в 1932 году, когда предприятию было поручено производство танков Т-26 совместно с заводом имени
К. Ворошилова в Ленинграде. С этого времени началось становление коллектива конструкторов и специалистов грозных боевых машин на нашем заводе. Вслед за танком Т-26 Кировскому заводу поручили освоить более мощный Т-28, который по вооружению, защите и ходовым качествам считался в то время одним из самых мощных серийных танков мира.
В 1937 году начальником СКБ-2 (Специальное конструкторское бюро) был назначен выпускник Академии механизации и моторизации РККА, человек кипучей энергии, молодой военный инженер Ж.Я. Котин. Новый руководитель занялся подбором способных людей, началось оснащение материально-технической базы для экспериментальной проверки узлов, агрегатов и готовых образцов. Время было не простое, приближалась Вторая мировая война. Ставился вопрос о модернизации боевой техники и создании новых более совершенных образцов боевых машин. Чтобы понять, в какой обстановке предстояло работать танкостроителям, нужно вспомнить, что мировой опыт строительства танков был невелик. Промышленность ориентировалась на выпуск легких и быстроходных танков. Однако события 1939 — 1940 годов показали, что для успешного ведения боевых действий нужны тяжелые танки с мощным вооружением и противоснарядным бронированием.
Именно тогда в молодом конструкторском коллективе родилась идея создания однобашенного тяжелого танка. Она оказалась не только своевременной, но и настолько перспективной, что определила генеральную линию отечественного, да и мирового танкостроения на многие годы.
Надо сказать, что не очень изменилось это направление и сегодня, когда все новые танки мира строятся в однобашенном исполнении, с мощной броней, с сильным вооружением и обладают высокой подвижностью.
Во время Великой Отечественной войны наряду с наращиванием производства танков в городе Челябинске с помощью эвакуированных из Ленинграда кировцев велись работы по созданию более совершенных образцов. Высокими темпами они велись и после войны. Конструкторы тяжелых танков создали семейство преемников КВ и ИС — ИС-4, ИС-6, ИС-7, Т-10, Т-10М. Но уже в середине пятидесятых годов перед танкостроителями была поставлена задача: создать танки нового поколения с использованием всех достижений науки и техники.
Настало время переосмысливания всей прошлой технической политики в танкостроении и выработки главных направлений дальнейшего развития бронетанковых и гусеничных машин. Что касается самого образца, то было принято решение о создании «основного боевого танка», в результате которого на вооружение армии поступило несколько типов танков, разработанных разными конструкторскими бюро страны.
В июле этого года ОАО «Кировский завод» и ОАО «Спецмаш» отметят знаменательную дату — двадцатипятилетие принятия на вооружение танка Т-80. Работа по танку и двигателю была выполнена на ленинградском Кировском заводе и ОКБ им В.Я. Климова при участии ряда организаций военно-промышленного комплекса и Министерства обороны, при содействии и поддержке Ленинградского военного округа. Постановлением Правительства был принят на вооружение армии первый в мире танк с газотурбинной силовой установкой, оказавшийся в свое время лучшим в мире и давший толчок к дальнейшему совершенствованию всех танковых систем. Указанным постановлением был подведен итог гигантской работы по выработке принципиально новой идеи танка с сильным вооружением, мощным бронированием и моторной установкой с ГТД.
Танк Т-80 с экипажем в три человека может поражать бронированную военную технику, живую силу, низколетящие вертолеты и разрушать оборонительные сооружения. С этой целью танк оснащен 125-мм гладкоствольной пушкой, стреляющей бронебойными подкалиберными, кумулятивными, осколочно-фугасными артиллерийскими снарядами. Механизм заряжания емкостью 28 выстрелов обеспечивает прицельную скорострельность 6 — 8 выстрелов в минуту из движущегося со скоростью 30 — 35 км/ч танка при любом положении башни, а 12,7-мм съемный зенитный пулемет позволяет стрелять наводчику или командиру в зависимости от места установки пулемета на башне. Для защиты от современных противотанковых средств танк имеет многослойную броню и съемные силовые бортовые экраны.
Вертикальные стойки (пиллерсы) для увеличения жесткости корпуса и специальное крепление сиденья водителя обеспечивают противоминную стойкость танка.
Бездымный выхлоп и низкий уровень шума от двигателя и ходовой части затрудняют обнаружение танка оптическими, акустическими средствами разведки.
Герметичный корпус и фильтровентиляционная установка предотвращают попадание отравляющих веществ и бактериальных средств внутрь танка.
Противорадиационный подбой снижает воздействие радиационного излучения на экипаж.
Танк Т-80 развивает большую скорость при движении по пересеченной местности и способен преодолевать различные препятствия и водные преграды.
Многотопливный газотурбинный двигатель мощностью 1000 л. с. (735 кВт) обеспечивает интенсивный разгон танка, свободное маневрирование на поле боя, преодоление препятствий, отличается возможностью быстрого пуска при низких температурах.
Эффективная система очистки воздуха и специальное воздухозаборное устройство позволяют совершать марш в условиях сильной запыленности без обслуживания воздухоочистителя и преодолевать глубокий брод без подготовки.
Компактные бортовые планетарные 4-ступенчатые коробки передач с гидравлическим приводом и гидрозамедлитель облегчают управление танком на пересеченной местности и торможение на протяженных спусках.
Шестиопорная ходовая база с энергоемкой торсионной подвеской, телескопическими гидроамортизаторами, катками с резиновыми шинами, гусеницами с резинометаллическими шарнирами и обрезиненной беговой дорожкой обеспечивает высокую плавность хода, низкий уровень вибрации, хорошую проходимость и минимальный износ при эксплуатации.
Запас топлива позволяет без дозаправки выполнить боевую задачу дня.
Нетрадиционные технические решения отдельных устройств позволили расширить боевые возможности танка.
Встроенный бульдозер позволяет отрыть укрытие и повысить защиту танка.
Навесной минный трал используется для преодоления проходов в минных полях.
Альтернативная жидкостной система охлаждения двигателя не требует специального обслуживания и повышает живучесть танка.
С момента принятия на вооружение танка Т-80 в конструкторском бюро завода созданы и рекомендованы к принятию на вооружение четыре модификации танка, три из них изготавливаются серийно. Это пушечно-ракетные танки Т-80Б, Т-80БВ и Т-80У.
На танке Т-80Б размещено управляемое вооружение с полуавтоматической системой наведения ракеты по радиокомандам, увеличена мощность газотурбинного двигателя, введены динамическая защита, сплошные бортовые экраны, деформирующее окрашивание, установлены дымовые гранатометы и др.
В первой половине 80-х годов выполнялся комплекс работ по дальнейшему совершенствованию танка Т-80Б, в результате которого были внедрены:
— управляемая ракета с системой наведения по лазерному лучу, поражающая танк или вертолет противника на дальности до 5 км, недосягаемой для ответного огня танковой пушки и вертолета;
— интегрированная система управления огнем с современным тепловизором, позволяющая вести стрельбу с ходу и с места в различных погодных условиях как наводчику, так и командиру;
— усиленная броневая и встроенная динамическая защита от бронебойных подкалиберных и кумулятивных снарядов, противотанковых управляемых ракет, противотанковых гранатометов, кассетных авиационных боеприпасов;
— автоматическая быстродействующая система пожаротушения;
— оборудование радиоэлектронного противодействия противотанковым средствам поражения;
— асфальтоходные гусеницы.
На танке, получившем индекс Т-80У, были установлены газотурбинный двигатель мощностью 1250 л.с. (920 кВт) и специальный энергоагрегат мощностью 24 л.с. (18 кВт), питающий приводы пушки, башни и радиостанцию при остановленном двигателе (например, в засаде), а также обеспечивающий пуск двигателя и зарядку аккумуляторных батарей.
Кроме того, установлены высокоэффективный современный кондиционер воздуха и аппаратура автоматического управления и контроля системы защиты от оружия массового поражения с увеличенным диапазоном селекции отравляющих веществ.
Отличительная черта ленинградской танковой школы — отработка принципиально новых технических решений. Это связано не только с сильным коллективом конструкторов, но и с географическим расположением КБ на Кировском заводе в Ленинграде — центре научно-технической мысли. Неудивительно, что все разработки всегда были востребованы другими танковыми конструкторскими бюро страны.
Многолетняя напряженная работа сотрудников Кировского завода, конструкторского бюро НПО им. В.Я. Климова и ВНИИтрансмаша по созданию танка с газотурбинным двигателем высоко оценена государством: в 1993 г. за создание танка Т-80У указом Президента Российской Федерации группе специалистов и Генеральному конструктору Н.С. Попову была присуждена Государственная премия Российской Федерации в области науки и техники.
Интересно сложилась судьба танкового газотурбинного двигателя в США. Мы с Соединенными Штатами одновременно начали решать вопрос о танковом двигателе нового поколения. Шли совершенно разными путями, но пришли к одному — ГТД. Сегодня газовая турбина в США утвердилась не только в танке, но и во вновь разрабатываемой самоходной артиллерии. ГТД второго поколения LV100 в жесткой конкурентной борьбе выиграл конкурс в октябре 2000 года, а американцы, надо отдать им должное, умеют считать деньги и видеть перспективы. Если учесть, что в современном танковом ГТД многие потенциальные возможности еще не реализованы, замена дизеля газовой турбиной — вопрос недалекого будущего.
Участие танка Т-80У в выставках и современных испытаниях с другими танками мира показывает, что в мировом табеле о танках эта машина стоит на равных с лучшими зарубежными танками США и ФРГ. Вот одна из оценок. Когда министра обороны Сирийской Арабской Республики Мустафу Тласа, руководившего боевыми действиями в Ливане, корреспондент журнала «Шпигель» спросил: «Хотел бы бывший водитель танка иметь немецкий «Леопард-2», который так жаждут получить в Саудовской Аравии?», министр ответил: «Вовсе не стремлюсь иметь его любой ценой. Советский Т-80 — ответ Москвы на «Леопард-2». Он не только равен германской машине, но и значительно превосходит ее. Как солдат и специалист по танкам, я считаю
Т-80 лучшим танком в мире».
Сегодня коллектив ОАО «Спецмаш», возглавляемый директором В.И. Козишкуртом, продолжает свою многоплановую и плодотворную работу по созданию современной техники.
Продолжается работа над глубокой модернизацией любимого детища коллектива — танка Т-80. В конструкторской проработке новые идеи, новые технологические решения, предопределяющие создание танка следующего тысячелетия. Совершенствование машины продолжается.
Об авторах:
Дзявго Альберт Казимирович,
кандидат технических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного технического университета, дважды лауреат Государственных премий СССР в области науки и техники;
Ефремов Александр Сергеевич,
кандидат технических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного технического университета,председатель совета директоров, ОАО «Спецмаш»
Свернуть статью
От Т-26 до первого в мире газотурбинного танка Т-80 (стр. 34-35)
Аннотация:
В этом году две даты, казалось бы, не связанные друг с другом, отмечают на знаменитом Кировском заводе. Главную историческую — 200 лет со дня образования флагмана отечественного машиностроения — и вторую, вроде бы незаметную, но по-своему символическую — 25 лет принятия к серийному производству первого в мире танка с газотурбинным двигателем.Читать всю статью