Экономическая безопасность наряду с военной является одним из основных элементов национальной безопасности России. Материальной основой национальной безопасности РФ является ее экономический потенциал, включая оборонную промышленность, обеспечивающий должный уровень обороноспособности страны, ее территориальную целостность, защиту интересов России как великой державы, способность противостоять влиянию внешних и внутренних угроз.
Под экономической безопасностью оборонно-промышленного комплекса (ЭБ ОПК), оборонной отрасли, промышленного предприятия понимается такое состояние, при котором обеспечивается стабильное их функционирование в режиме расширенного производства, с эффективным использованием производственного, научно-технического и кадрового потенциала, высоким качеством управления, постоянным обновлением технологий, оборудования и информационной базы, устойчивостью к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.
Настоящая статья посвящена проблеме возможных внутренних угроз ЭБ ОПК и их прогнозированию.
К числу внутренних угроз следует отнести общее состояние отечественной экономики и промышленности, которое в целом остается сложным.
Большинство показателей национальной и экономической безопасности за последние 10 лет упали ниже критических (допустимых пороговых) значений:
— производство валового внутреннего продукта (ВВП) снизилось более чем вдвое, а предельно-критический показатель падения, когда-либо имевший место, составлял 30%;
— общее падение производства достигло более 53%, в том числе в машиностроении — 60%, в электронике — 90%;
— доля сырья и топлива достигла 80% общего объема экспорта, что ведет к закреплению сырьевой ориентации экономики и безнадежному технологическому отставанию нашей страны;
— доля в российском экспорте продукции обрабатывающей промышленности снизилась до 12% (критический — 40%), доля высокотехнологической продукции в экспорте — до 1% (критический — 10 — 15%);
— уровень загрузки производственных мощностей в машиностроении опустился ниже критических показателей и составляет менее 50%;
— доля морально и физически устаревшего оборудования в возрасте более 20 лет составляет 25%. Сейчас средний возраст промышленно-производственного оборудования достиг 16 лет (в 1990 г. — 10,8 года), а средний фактический срок его службы — 32 года (в 1990 г. — 22 года). Это не только более чем в 2,5 раза превышает установленные нормативные сроки службы, но и в 3 — 3,5 раза выше аналогичных показателей промышленно развитых стран. Износ основных фондов к началу 2000 г. в промышленности составил 55%, а износ оборудования в машиностроении составил более 70%, в нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности — почти 80%;
— средняя зарплата в ОПК составляет 65% от средней по промышленности.
Утрата уникальных технологий и безвозвратная потеря высококвалифицированных специалистов привели к тому, что многие оборонные предприятия не в состоянии обеспечить выпуск новых образцов В и ВТ и современной наукоемкой гражданской продукции. Резко сократились расходы на научные исследования, в том числе доля государственных ассигнований на НИОКР. Учитывая общее падение ВВП страны за последние годы, реальные инвестиции в ОПК снизились на 75%, а в научно-техническую сферу — в 10 раз. При этом доля затрат на национальную оборону составляет в последние годы менее 2,5% ВВП (критический уровень 3,5 — 5%).
Все это привело к дезорганизации оборонной промышленности и невозможности поставки необходимых В и ВТ для Вооруженных Сил, освоения новых видов В и ВТ. Так, за годы реформ не было создано ни одной новой системы в области обороны; доля современных образцов вооружения и военной техники в войсках снизилась в 2000 г. до 10 — 12%; в то время как армии НАТО и США имеют сегодня долю современного оружия 60 — 70%, а к 2005 г. ожидается ее повышение до 75 — 80%.
Разработанные в 1993 — 1995 гг. программы конверсии из-за недостаточного финансирования практически провалились. Даже федеральные целевые программы, такие, как «Российские верфи», «Электроника», «Гражданская авиация», финансировались не более чем на 30-50%.
Проведенные исследования ЭБ ОПК показали, что к основным угрозам экономической безопасности страны в первую очередь относятся:
— деформированность структуры российской экономики, обусловленная увеличением роли добывающих отраслей и снижением выпуска продукции машиностроения;
— падение производства высокотехнологичной продукции в важнейших отраслях промышленности, особенно в оборонной;
— распад научно-производственных коллективов и единых технологических циклов;
— низкая конкурентоспособность продукции (вследствие отставания от современных технологических процессов и низкого технического уровня производства);
— устаревание основных производственных фондов, в том числе снижение качества ресурсной базы, устаревание оборудования, большой износ машин;
— подрыв основ научно-технического потенциала ОПК, особенно безвозвратное разрушение кадрового потенциала;
— неудовлетворительное финансовое состояние предприятий;
— потеря управляемости экономическими процессами, в том числе ослабление роли государства в области управления и контроля в социально-экономической сфере и базовых отраслях промышленности, особенно в ОПК.
Исследование состояния промышленных предприятий ОПК показывает, что постепенно утрачивается научно-технический и производственный потенциал большинства оборонных предприятий при низкой конкурентоспособности выпускаемой продукции. Производственные фонды морально и физически устаревают, нарушается единый технологический цикл изготовления продукции. Промышленность лишается квалифицированных кадров из-за низкой заработной платы и при практическом отсутствии системы подготовки высококвалифицированных рабочих и техников, а также переподготовки инженерных кадров. Практически утрачена реальная возможность производства ряда важнейших видов В и ВТ и наукоемкой гражданской продукции.
Анализ текущего состояния и тенденции изменения положения оборонных предприятий ОПК показывают, что практически все основные показатели экономической безопасности ОПК вышли за критические значения.
Таким образом, состояние экономической безопасности России, в том числе и в ОПК, требует принятия неотложных мер по выходу из сложившейся ситуации. При этом обеспечение ЭБ ОПК в сложившихся условиях при тех минимальных объемах государственного оборонного заказа, которые существуют сегодня, может быть обеспечено прежде всего за счет концентрации на предприятиях ОПК производства не только военной, но и гражданской продукции для региональных и государственных нужд, так как до 80% технологий, используемых в создании В и ВТ, являются технологиями двойного применения. Требуется глубокая интеграция гражданских и оборонных секторов экономики и создание ее ядра на новой единой научно-производственной и технологической базе, способной решать все текущие и перспективные задачи жизнеобеспечения регионов и государства, включая оборону и экспорт. В свою очередь это означает необходимость создания в стране системы государственной координации указанными процессами, в частности процессами формирования и исполнения портфеля заказов на промышленную продукцию для государственных нужд и на экспорт. Так, например, в таких странах, как Япония, США, Франция, Германия, от 40 до 45% от общего объема промышленного производства регулируется государственными структурами.
Необходима разработка комплекса мер, направленных на государственное регулирование развития реального сектора экономики (прежде всего ОПК) в сфере финансово-кредитных отношений, в области ценообразования, налоговой и инвестиционной политики, усиления регулирующей роли государства по управлению ОПК.
Учитывая, что ЭБ ОПК является частью общегосударственной национальной безопасности, часть задач обеспечения экономической безопасности должна решаться на уровне руководства страны, при этом необходимо принять специальные решения (постановления Правительства РФ), в которых необходимо предусмотреть:
— усиление роли государства в управлении развитием реального сектора экономики страны через систему управления госсобственностью и государственную систему регулирования по созданию новейших образцов В и ВТ, а также усиление влияния государства в сфере финансово-кредитных отношений, в области ценообразования на продукцию ОПК, налоговой и инвестиционной политики;
— введение статуса федерального заказа для изготовления наукоемкой гражданской продукции, обеспечивающей потребности государства и изготавливаемой за счет бюджетных средств;
— введение нормативов инвестирования промышленности при выдаче лицензий коммерческим банкам;
— введение статуса государственного подрядчика по выполнению государственного оборонного заказа (ГОЗ) и федерального заказа;
— передачу в оперативное ведение Минпромнауки РФ государственных агентств оборонных отраслей, государственных предприятий и организаций, участвующих в выполнении государственных оборонных и федеральных заказов и возложение на министерство функций государственного подрядчика по выполнению указанных заказов или создание Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ с возложением на него выполнения функций государственного подрядчика;
— своевременное определение объемов и финансирования ГОЗ и федерального заказа, с доведением их до головных предприятий — изготовителей этой продукции.
На региональном уровне:
— принять меры по усилению роли местных органов власти в оздоровлении финансово-экономического положения оборонных предприятий;
— ввести статус регионального заказа для удовлетворения потребностей региона в соответствующей продукции;
— создать информационную базу данных по потребностям региона в продукции с целью удовлетворения их за счет изготовления на предприятиях региона.
В настоящее время ГУП Центр «Меркурий» разрабатывает систему мониторинга, анализа и прогнозирования экономической безопасности ОПК в целом и оборонных отраслей промышленности с целью осуществления конкретных мер по выводу ОПК из критической зоны. На наш взгляд, целесообразно провести внедрение мониторинга в Северо-Западном регионе для отработки соответствующих методик и программ, что позволит создать предпосылки для устойчивого развития ОПК, способного разрабатывать и производить высокоэффективные образцы В и ВТ нового поколения века и высокотехнологическую экспортозамещающую гражданскую продукцию.
Об авторах:
Кезлинг Георгий Борисович, академик Международной академии информатизации, д.т.н., профессор;
Рутковский Эдуард Казимирович, к.т.н., ГУП Центр «Меркурий»
Свернуть статью
Экономическая безопасность оборонной промышленности (стр. 14-15)
Аннотация:
Экономическая безопасность наряду с военной является одним из основных элементов национальной безопасности России. Материальной основой национальной безопасности РФ является ее экономический потенциал, включая оборонную промышленность, обеспечивающий должный уровень обороноспособности страны, ее территориальную целостность, защиту интересов России как великой державы, способность противостоять влиянию внешних и внутренних угроз.Читать всю статью