По окончании Второй мировой войны военно-политическое руководство ряда европейских стран обращало особое внимание на оперативное оборудование театров военных действий долговременными оборонительными сооружениями. Не была исключением и Финляндия, в которой проводились оборонительные работы по совершенствованию укреплений линии «Салпа», начатые в 1940 году после потери «линии Маннергейма» и установления новой советско-финляндской государственной границы.
В начале Второй мировой войны на линии «Салпа» находились крепостные батальоны и части мирного времени, обеспечивавшие мобилизацию и развертывание армии военного времени. В конце июня 1941 года на линии «Салпа» сосредоточилась и развернулась отмобилизованная финская армия.
Когда летом 1944 года на Карельском перешейке началось советское наступление, финское командование с исключительным вниманием отнеслось к возможной роли, которую могли сыграть построенные в 1940–1941 годах укрепления. 10 июля 1944 года Маннергейм своим приказом присвоил этим укреплениям наименование Suomen Salpa («Засов Финляндии»). Именно с этого времени и стали использоваться названия «линия Салпа», «позиция Салпа». К концу августа 1944 года на этих работах было занято около 30000 человек (рис. 1). Сами работы были прекращены только 24 сентября 1944 года.
Советская сторона в Союзной контрольной комиссии проявила исключительный интерес к линии «Салпа». С осени 1944-го по весну 1945 года советские военные детально исследовали всю систему укреплений. В ходе осенней 1945 года сессии Совета министров иностранных дел антигитлеровской коалиции советская сторона внесла предложение о снесении этих укреплений, но это предложение не получило поддержки. Поскольку в послевоенное время в Хельсинки считали возможным новое столкновение с СССР, то укрепления линии «Салпа» сохраняли важное значение. Только в связи с принципиальными изменениями в оборонной политике Финляндии, произошедшими в 1970-е годы, эта линия окончательно утратила свою роль.
* * *
Линия имела два участка, различных как по своему значению, так, соответственно, и по оборудованию: Озерный (северный) и Южный (на направлении Выборг – Хельсинки)
Озерный участок линии «Салпа». На рубеже Райку – Пункасалми – Сююспохья – о. Войсалмен-сари – Рутола – о. Туесари линия «Салпа» состояла из отдельных позиций, оборудованных полевой фортификацией с включением в нее долговременных сооружений, прикрывающих дефиле и дорожные маршруты. Промежутки между основными дефиле и дорогами, как правило, были укреплены слабо. Проектный объем спланированных работ по строительству долговременных сооружений на Озерном участке полностью выполнен не был. Глубина отдельных позиций в большинстве случаев была незначительной и ограничивалась препятствиями, линией огневых сооружений и убежищами вблизи переднего края.
В целом укрепления на Озерном участке представляли собой более слабую и менее законченную часть линии «Салпа». Однако относительная слабость укреплений в значительной степени компенсировалась водными преградами – Сайменской водной системой.
Южный участок линии «Салпа». В полосе Южная Салпауселькя – Финский залив финны стремились создать глубокоэшелонированную оборону с предпольем и тремя последовательно расположенными оборонительными полосами (рис. 2):
– предполье включало в себя местность, расположенную между госграницей и первой долговременной полосой обороны;
– первая основная полоса обороны – линия «Салпа» проходила от Аскола через Хостикка на Равийоки и располагалась в 15–30 км от госграницы;
– вторая оборонительная полоса проходила западнее Тааветти, Ланкила, Хамина на удалении 20–25 км от первой;
– третья полоса являлась естественной и проходила по р. Кюмийоки в 25–50 км от второй полосы.
Общая глубина обороны с учетом предполья составляла 60–100 км.
Из трех полос, в основном, была построена только первая – линия «Салпа». На второй – была произведена рекогносцировка и на танкодоступных участках установлены противотанковые надолбы.
В полосе предполья, в 10–20 км от первой долговременной полосы, было начато строительство передовой позиции, состоящей из двух линий обороны, которые после заключения перемирия в 1940 году оказались перерезанными госграницей.
Строительство передовых линий не было закончено, и инженерные сооружения и препятствия были созданы только на отдельных участках, главным образом, на дорожных направлениях, где были установлены противотанковые надолбы в 2–4 ряда, отрыты противотанковые рвы и траншеи, устроены эскарпы и контрэскарпы, построены пулеметные гнезда, ДЗОТы, ячейки для истребителей танков. Расчистка обзора и обстрела перед передним краем была произведена не полностью.
На правом фланге на участке оз. Тулинярви – зал. Виролахти была построена Ваалимааская позиция, фортификационное оборудование которой включало полевые и долговременные сооружения. Вдоль переднего края проходила сплошная траншея полного профиля, оборудованная выносными одиночными и парными стрелковыми ячейками, открытыми пулеметными площадками, ячейками для противотанковых ружей, железобетонными и броневыми наблюдательными пунктами. В качестве огневых точек (ОТ) использовались также танковые башни. Деревоземляные, усиленные камнем, и сферические убежища для войск были расположены в 20–50 м от траншей и на расстоянии 50–70 м друг от друга по фронту.
Первая оборонительная полоса на Южном участке представляла собой наиболее законченную и оборудованную в фортификационном отношении часть линии «Салпа». От Аскола (на южном берегу оз. Кивиярви) до Равийоки (на берегу Финского залива) проходила непрерывная долговременная полоса укреплений, дополненных значительным количеством полевых сооружений с относительно развитой траншейной системой. Траншеи часто были прорублены в скалах.
Линия «Салпа» была построена на выгодном естественном рубеже, изобилующем водными препятствиями, гранитными и каменистыми холмами, скалами и лесными массивами. Передний край проходил, главным образом, по передним (восточным) скатам командных высот, западным берегам озер и межозерным дефиле. Перед передним краем обычно были расположены открытые низины, заболоченные участки или водные преграды. Расчистка обзора и обстрела, как правило, была выполнена на ширину 500–1000 метров.
Огневая система строилась, как правило, на фланкирующем и косоприцельном огне из долговременных и полевых сооружений. Долины и дефиле простреливались огнем с двух, а местами с трех и более направлений. Основные огневые сооружения, особенно орудийно-пулеметные ДОТы, прикрывались огнем соседних огневых точек.
Большинство сооружений имело хорошее применение к местности и маскировку. Значительная их часть была врезана в передние или боковые крутости и не возвышалась над поверхностью земли.
На линии «Салпа» для полевых войск были устроены отдельные убежища и убежища, совмещенные с ДОТами. Убежища располагались вблизи переднего края. Все это вместе увеличивало живучесть обороны.
Глубина обороны на дорожных маршрутах достигала 2–3,5 км, а на Аскольском участке, где проходит шоссе и железная дорога на Коувола, – до 9 км (рис. 3). Глубина обороны создавалась, в основном, за счет построения сооружений, преимущественно полевого типа, применения башен и бронеколпаков, установленных на деревянных срубах.
На других участках линии «Салпа», где укрепления располагались за естественными препятствиями или на местности, труднодоступной для действий войск и танконедоступной, оборона имела незначительную глубину.
В 1940 году финны произвели рекогносцировку второй оборонительной полосы и начали установку противотанковых препятствий. Полосу намечалось построить, очевидно, долговременной, параллельно линии «Салпа» на удалении 20–25 км от нее. Отрекогносцированная полоса проходила по лесисто-холмистой пересеченной местности, возвышенности на отдельных участках имели у подножия обрывы. Местность перед полосой была залесенной, со слабо развитой сетью дорог. Имелись отдельные возвышенности с резкими скалистыми обрывами. Полоса перед передним краем расчищена не была.
На основных дорожных направлениях и в межозерных дефиле были установлены противотанковые надолбы в 2–4 ряда, и вдоль переднего края отрыты отдельные небольшие участки траншей, которые во многих местах прорубались в скале. В послевоенный период финны в районе второй оборонительной полосы вели работы по расширению и выпрямлению дорог.
Река Кюмийоки являлась наиболее значительным естественным и тактически выгодным рубежом на Южном участке.
Река своим течением пересекает все дороги, идущие с востока на запад; истоком упирается в Озерный район, устьем – в Финский залив, что затрудняло обход водного рубежа с флангов. Ширина реки между порогами – 150–200 м, на порогах – 25–60 м, а на озерах иногда более 1000 метров. Глубина реки в среднем 8–10 м, в местах порогов – 3–4 м, в озерах, через которые протекает река, глубина порой достигает 40 м.
Долговременные железобетонные фортификационные сооружения, возведенные на линии «Салпа», по их тактическому назначению можно разделить на две группы.
Первая группа – огневые сооружения (ОС), имеющие на вооружении орудия противотанковой обороны (ПТО) и пулеметы.
Вторая группа – убежища и командно-наблюдательные пункты (КНП).
Широко применявшиеся финнами система флангового огня кинжального действия, а также система косоприцельного огня определили типы ОС. Фланговые сооружения строились правые и левые. Расположение боевых казематов относительно оси главного входа определяло это деление.
Ограниченный сектор обстрела из сооружений дополнялся маневренным огнем орудий ПТО, устанавливаемых на открытых площадках вблизи сооружения. Укрытия для орудий ПТО или совмещались с входом в сооружение, или строились в виде пристройки к основному сооружению. В целях создания дополнительного пулеметного огня из одного и того же сооружения на покрытии устанавливался пулеметный бронеколпак.
Огневые сооружения были посажены на местности во взаимодействии друг с другом, дополняя и прикрывая своим огнем соседа. Амбразуры имели различный горизонтальный сектор огня. В орудийно-пулеметных ДОТах, при наличии пулеметной амбразуры с сектором 38° и орудийной – с сектором 63°, пулеметный сектор огня не полностью перекрывал орудийный. Такое построение секторов огня создавало условие, при котором в орудийном секторе образовывалась полоса, не простреливаемая станковым пулеметом. Орудийно-пулеметный огонь из сооружения дополнялся огнем автоматического оружия из наблюдательных щелей.
Орудия ПТО в казематах были установлены стационарно и соединены с амбразурой путем шарового шарнира или ставились прямо на колеса. Пулеметы устанавливались стационарно на вращающихся станках.
Кроме боевых казематов и убежища, в сооружении имелись: помещение перископной (она же – командирская) и помещение под колпаком. В артсооружениях предусматривалась снарядная. В нижнем этаже двухэтажных сооружений располагалось убежище и, как правило, пулеметный каземат. В верхнем этаже, в одной вертикальной плоскости над нижним казематом, был расположен пушечный каземат или помещение для стрельбы лежа из противотанкового ружья.
При постройке сооружений на линии «Салпа» были учтены характерные условия геологической структуры местности. Для большинства сооружений основанием под фундамент служили скалы. При посадке сооружения врезались в скалы и в этом случае не имели железобетонного фундамента. Для более органичной связи сооружений со скалами устанавливались анкера, которые заделывались в скалы и связывались с арматурой стен. Наличие на месте камня позволило осуществить обваловку сооружений камнем, что увеличивало защитные свойства (рис. 4).
Установленные в толще покрытия наблюдательные и пулеметные бронеколпаки имели различную заделку. Наибольшее распространение получил бронеколпак, заделанный на 115 см; имела место заделка на 75, 105, 120, 167 см.
Бронеколпаки встречались трех видов: наблюдательные, наблюдательные с пулеметом, пулеметные. На лицевой стороне бронеколпаков правильная форма амбразурного отверстия искажалась путем выжигания автогеном на поверхности различной формы пятен, что улучшало маскировку амбразуры.
По форме бронеколпаки подразделялись на круглые, овальные, в виде восьмерки. Последняя форма была присуща пулеметно-наблюдательному колпаку, в котором в расширенной части (диаметр – 1000 мм) помещался пулемет и в меньшей половине (диаметр 800 мм) – наблюдатель, у которого, помимо щели в лицевой стене, имелось в куполе по центру помещения отверстие диаметром 100 мм для стереотрубы (рис. 5).
Убежища (укрытия для войск) были возведены трех типов:
– железобетонные убежища с плоским перекрытием,
– сферические железобетонные убежища,
– крупные сооружения тоннельного типа, предназначенные для оборудования: убежищ, командных пунктов, медицинских пунктов, складов боеприпасов и пр.
Железобетонные убежища строились, как правило, в районах с высоким уровнем грунтовых вод. Для осуществления наблюдения, а также в целях самообороны убежища имели установленные в толще покрытия наблюдательные и пулеметные колпаки. В некоторых случаях для усиления и дополнения общей системы огня к убежищам были сделаны пристройки, представляющие собой боевые казематы, оголовки для пулеметных колпаков или укрытия для противотанковых пушек. Убежища соединялись с траншеями ходами сообщения.
Стены и покрытие наземных железобетонных убежищ были армированы – покрытие горизонтальными сетками, стены – вертикальными. Тяжелые сооружения тоннельного типа представляли собой потерны, выработанные в скальных грунтах.
Выработка представляла собой вертикальные стены, на которые опирался свод. В целях создания улучшенных условий в главных потернах они имели внутреннюю деревянную обделку. Обделка представляла стойчатую каркасно-обшивную конструкцию с двухскатной кровлей. На восприятие нагрузок от скального грунта в случае его обрушения конструкция обделки не была рассчитана. Все второстепенные соединительные потерны обделки не имели.
Противотанковые и противопехотные заграждения. Независимо от наличия сильных естественных рубежей почти повсеместно уделялось большое внимание устройству искусственных противотанковых и противопехотных заграждений, поддерживаемых фланкирующим огнем орудий ПТО и пулеметов.
Наличие заграждений, созданных искусственно за водными преградами, обеспечивало устойчивость обороны в зимнее время и свидетельствовало о том, что озера не считались серьезным препятствием для танков в это время года.
Основными видами противотанковых заграждений являлись противотанковые рвы и гранитные надолбы. Кроме этих двух разновидностей имело место устройство эскарпов и контрэскарпов.
Противотанковые гранитные надолбы, как один из типов препятствий, получили широкое распространение ввиду наличия на местах строительства большого количества камня. Надолбы имели размеры: высота от 0,7 до 2 и более метров, основание – около 1 кв. м. Устанавливались надолбы в два, четыре и пять рядов в зависимости от важности участка, на котором они были поставлены. Расстояние между надолбами в ряду 1,0–1,5 и более метров. Расстояние между рядами – 0,5–1,0 метров.
У всех основных дорог готовые надолбы были подняты на деревянные клетки, которые позволяли быстро сбросить глыбы на дорогу. Не некоторых участках надолбы были установлены в специально отрытом рве глубиной 0,6–0,8 метра, так, чтобы они не закрывали обзора и обстрела и затруднялось их разрушение орудиями прямой наводки. Между первым и вторым рядами надолб была установлена проволочная сеть на деревянных кольях.
На танкоопасных участках, на важных дорогах были оборудованы эскарпы и контрэскарпы.
Противопехотные заграждения обычного типа состояли из сети на высоких или низких деревянных кольях. Колья иногда маскировались укладкой на их верхних концах кусков торфа. Проволочные сети были поставлены в три и пять кольев в сочетании с сетью на низких кольях. Обычно проволочные заграждения располагались с внешней стороны рва. На важных дорогах у переднего края проволочная сеть на низких кольях была уложена вдоль дороги по обеим ее сторонам. Проволочные заграждения всегда прикрывались ружейно-пулеметным огнем.
Противотанковые и противопехотные препятствия могли дополняться минно-взрывными средствами, которые планировалось устанавливать в зависимости от важности участков обороны.
* * *
С начала 2004 года линия «Салпа» перешла в разряд гражданских объектов, а в 2008 году фортификационные укрепления перешли в ведомство государственного агентства по управлению недвижимостью, которое подчиняется Министерству финансов. На данный момент статус фортификационных укреплений приравнен к статусу объектов, охраняемых Законом о сохранении культурного наследия.
* * *
В XXI веке при существенном, а порой – революционном развитии средств поражения мы иногда склонны к чересчур крайним суждениям о значении тех или иных видов вооружения, средств защиты и пр. Так, в настоящее время в СМИ идет серьезная полемика о будущности бронетанкового вооружения. На определенном временном отрезке были напрочь забыты фашины, кирасы, струйные огнеметы и многие другие изделия (объекты, огневые и защитные сооружения). Однако суровая действительность заставляет вспоминать и переучивать уроки истории, и порой эта наука оплачивается очень дорогой ценой – жизнями военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и гражданского населения.
Так отжили ли свое долговременные оборонительные сооружения?
Скорее нет. Ведь любой репортаж из «горячих точек», будь то Афганистан, Ирак или Кавказ, сопровождается показом блокпостов, оборонительных сооружений военных городков. Да, сравнивая, мы заметим дешевизну и быстроту возведения этих «фортификационных» сооружений. Но если говорить об эксплуатационных качествах, о тактико-технических характеристиках, то приоритет следует отдать сооружениям, возведенным более 70 лет назад.
Особенности территории России предполагают востребованность долговременных огневых сооружений, КП, убежищ. Так, территория Северо-Запада России – Карелии, Мурманской области – это все те же дефиле, озерные участки, труднопроходимая местность. Подобная ситуация наблюдается и в Дальневосточном регионе (Курилы, Сахалин и др.). И прочная оборона отдельных позиций может сыграть свою роль в обеспечении безопасности не только в региональном масштабе, но и – в национальном. Конечно же, современные сооружения проектироваться и оснащаться должны по-современному. И это касается не только вооружения и степени защищенности, но и средств управления и связи, энергообеспечения, обитаемости и других показателей.
Об авторах:
Коршунов Эдуард Львович;
Михайлов Андрей Александрович,
доктор исторических наук
Институт военной истории Академии Генштаба ВС РФ;
Рупасов Александр Иванович,
доктор исторических наук
Санкт-Петербургский
Институт истории РАН
Свернуть статью
Оборонительные сооружения линии «Засов Финляндии» (стр. 42-45)
Аннотация:
По окончании Второй мировой войны военно-политическое руководство ряда европейских стран обращало особое внимание на оперативное оборудование театров военных действий долговременными оборонительными сооружениями. Не была исключением и Финляндия, в которой проводились оборонительные работы по совершенствованию укреплений линии «Салпа», начатые в 1940 году после потери «линии Маннергейма» и установления новой советско-финляндской государственной границы.Читать всю статью