В начале года Счетная палата Российской Федерации (СП) представила на рассмотрение Федерального Собрания РФ отчет о своей работе в 2011 году. За это время аудиторы СП выявили нарушений в расходовании бюджетных средств почти в полтора раза больше, чем в 2010 году: 718,5 и 484 млрд рублей, соответственно.
Только в транспортном комплексе Москвы незаконные субсидии превысили 7 млрд рублей; по поводу расходования такой же суммы имеются опасения, что они связаны с крупномасштабной коррупцией. Неблагополучно обстоят дела в сфере обеспечения транспортной безопасности, а также в строительстве олимпийских объектов в Сочи. Например, план строительных работ за 9 месяцев 2011 года был выполнен всего на 74%. Из 92 олимпийских объектов сданы только 68, а по 20 до сих пор нет утвержденной техдокументации.
Судя по всему, у СП накопились серьезные претензии к правоохранительным органам и силовым министерствам (ведомствам). Так, поступления в федеральный бюджет от продажи конфискованного таможенной службой имущества за последние три года не превышали 5,5% его стоимости.
Кто за ценой не постоит?
Особую тревогу СП вызывают нарушения финансовой дисциплины в сфере расходов на оборону. По этому направлению в 2011 году СП было проведено 21 контрольное и экспертно-аналитическое мероприятие, которыми были охвачены 92 объекта проверки. Сумма выявленных финансовых нарушений составила 179,5 млрд руб. Выявлено нецелевое использование средств на 234,1 млн руб. (почти в 3 раза больше, чем за аналогичный период 2010 года), а возмещено всего 17,3 млн руб. незаконно израсходованных средств.
В 2011 году качественно улучшились показатели, связанные с реализацией материалов проверок. По их результатам было возбуждено 15 уголовных дел (в 2010 году – только 4). Так, по фактам выявленных Счетной палатой финансовых нарушений при проверке Тихоокеанского флота органами военной прокуратуры внесено 20 представлений, принесено 2 протеста на незаконные правовые акты, направлено 8 информаций в порядке статьи 8 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», 8 должностным лицам вынесены предостережения, возбуждено 6 дел об административных правонарушениях.
В Ракетных войсках стратегического назначения проведены 82 прокурорские проверки, по результатам которых внесено 48 представлений, направлено 4 информации, 7 должностным лицам вынесены предостережения, привлечено к административной ответственности 10 человек, в бюджетном учете восстановлено имущество на сумму свыше 13,1 млрд руб. Также органами военной прокуратуры в порядке статьи 37 УПК РФ в военные следственные органы направлено 12 материалов. Начальник тыла РВСН генерал-майор А.В. Чикунов уволен с военной службы, а 8 должностных лиц были отстранены от занимаемых должностей.
Аудиторы СП обратили внимание на то, что из 8 федеральных целевых программ, реализуемых Минобороны России, по 5 программам не утверждены программные мероприятия и целевые индикаторы.
На 1 января 2011 года объем незавершенного строительства только по объектам, в отношении которых принято решение о продолжении строительных работ, составил в денежном выражении 171 млрд руб. При этом за первое полугодие 2011 года установленные задания в сфере капитального строительства исполнены Минобороны РФ всего на 19,3%, а из подлежащих вводу в 2011 году объектов введено в строй лишь 7,9%.
На начало минувшего года сумма дебиторской задолженности Минобороны России по расходам на организацию питания военнослужащих составила 1776,6 млн руб. (20,5% расходов на эти цели). При этом ОАО «Военторг» (единственный исполнитель гособоронзаказа на организацию питания в войсках) и его дочерние акционерные общества оказывают менее 2% соответствующих услуг, а остальные 98 – по договорам ОАО «Военторг» со сторонними организациями, что ведет к удорожанию стоимости суточной нормы продовольствия по основным пайкам за счет оплаты организациями-исполнителями посреднических услуг в пользу ОАО «Военторг».
При планировании расходов на закупку горюче-смазочных материалов на 2012–2014 годы не учитывались запасы, содержащиеся сверх установленных нормативов в объеме 589,5 тыс. тонн (в средневзвешенных контрактных ценах июня 2011 года – 132,7 млн руб.).
Квартирный вопрос нас по-прежнему портит
Анализ расходов, предусмотренных на обеспечение постоянным жильем военнослужащих, показал, что планируемые средства позволят обеспечить выполнение поручения Президента Российской Федерации. Исходя из предусмотренных бюджетных ассигнований на 2012–2014 годы, Минобороны России планирует приобрести 28,7 тыс. служебных квартир. СП установила, что очередь бесквартирных офицеров Минобороны России уменьшилась с 2008 года только на 8,6 тыс. человек и составила на конец ноября 2011 года 113,8 тыс. человек.
Из этого числа 56,4 тыс. нуждаются в постоянном жилье, а еще 57,4 тыс. – в служебном жилье, предоставляемом для проживания во время прохождения службы. Учитывая общую численность офицеров в Вооруженных силах России, без квартир сейчас находится две трети военнослужащих, не считая контрактников, которым отдельные квартиры не положены. При этом с 2008 по 2010 годы на квартиры для офицеров затрачено более 280 млрд руб. На эти средства Минобороны России купило и построило 97 тыс. постоянных квартир для офицеров, 9,2 тыс. служебных квартир и выдало военным 21 тыс. жилищных сертификатов.
Однако большинство строительных объектов Минобороны РФ по-прежнему не введено в строй. Так, на 1 октября 2011 года недостроенными оказались 775 жилых домов общей стоимостью 109,6 млрд руб. План по вводу жилья в 2008–2010 годах выполнен лишь на 45%. Вместо запланированных к вводу 288 объектов жилищного строительства построено и введено в эксплуатацию только 129.
Осуществлялось приобретение и строительство жилья, не соответствующего стандартам и нормам предоставления жилых помещений, установленных законодательством Российской Федерации, что не позволило распределить часть квартир военнослужащим-очередникам.
При этом в крупных городах, несмотря на законодательную норму о возможности для военнослужащих выбирать для постоянного проживания любой населенный пункт, жилье построено не было. Так, неудовлетворенная потребность в жилье в Москве составляет 9225 квартир, в Ростове-на-Дону – 2016 квартир.
Даже те военнослужащие, которым квартиры выделены, не всегда могут в них вселиться из-за отсутствия должной социальной и инженерной инфраструктуры. Это имеет место, например, в «военных» микрорайонах подмосковных городов Подольск и Балашиха.
В ряде случаев, как, например, в Подольске, вместо монолитных домов индивидуального проекта офицерам построили панельные дома, однако забыли уменьшить общую смету расходов на строительство, хотя в том же Подольске разница в себестоимости домов составила 423,8 млн руб. В том числе установлено приобретение 3,6 тыс. квартир для постоянного проживания стоимостью 7031,0 млн руб., которые остались невостребованными. При этом Минобороны России за содержание этих квартир должно выплатить более 200 млн руб.
Необоснованно затягивались сроки заключения договоров найма жилья по причине длительного оформления и представления военнослужащими необходимых документов, а также их проверки должностными лицами Департамента жилищного обеспечения Минобороны РФ.
Также СП установила, что были случаи завышения стоимости построенного и введенного в эксплуатацию жилья над средней рыночной стоимостью, установленной Минрегионом России для соответствующего региона. Неэффективное использование бюджетных средств по этой причине составило 1,1 млрд руб. В то же время было допущено заключение государственных контрактов на приобретение жилья сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств в объеме 36,4 млрд руб.
Тем не менее, не все так грустно: в 2011 году Министерством обороны Российской Федерации было построено для военнослужащих 30 тыс. квартир для постоянного проживания и еще около 10 тыс. служебных квартир. На 2012 год Минобороны России запланировало строительство 25 тыс. квартир для постоянного проживания и еще 10 тыс. служебных квартир, что, однако, не позволит обеспечить жильем всех нуждающихся в нем военнослужащих.
Остались без программных индикаторов
Анализ планируемых средств на обеспечение выполнения Государственной программы вооружения (ГПВ) на 2011–2020 годы показал, что в этой программе отсутствуют количественные значения индикаторов и показателей результатов реализации программы по годам. Сложившиеся процедура и методология разработки и реализации ГПВ не соответствуют требованиям программно-целевого метода планирования, что не позволяет обеспечить результативность бюджетных расходов.
В ходе осуществления оперативного контроля исполнения Минобороны РФ федерального бюджета 2011 года СП выявила, что расходы на национальную оборону в целом за 10 месяцев 2011 года исполнены в размере 66,9% годовых назначений (1027967,0 млн руб.), в том числе по подразделам «Подготовка и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности» и «Другие вопросы в области национальной обороны» – на 40% и 46,4% соответственно.
Федеральные целевые программы реализуются недостаточно эффективно. Так, в январе-октябре 2011 года не осуществлялось финансирование трех федеральных целевых программ: «Мировой океан», «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009–2014 годы» и «Обеспечение безопасности полетов воздушных судов государственной авиации Российской Федерации в 2011–2015 годах». По трем федеральным целевым программам кассовое исполнение было ниже 20%. Среди них «Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009–2013 годы)» (исполнено 18,8%), «Промышленная утилизация вооружения и военной техники на 2011–2015 годы и на период до 2020 года» (13,0%) и «Совершенствование системы комплектования должностей сержантов и солдат военнослужащими, переведенными на военную службу по контракту, и осуществление перехода к комплектованию должностей сержантов (старшин) Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также матросов плавсостава Военно-Морского Флота военнослужащими, проходящими военную службу по контракту (2009–2015 годы)» (всего 2,0%).
Уровень освоения бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства за 9 месяцев 2011 года, не включенных в федеральные целевые программы, составил 17,6% годовых назначений.
Предусмотренные федеральным бюджетом субсидии стратегическим организациям оборонно-промышленного комплекса с целью предупреждения банкротства в размере 2363,0 млн руб. в январе–октябре 2011 года не использовались.
В рамках последующего контроля СП был проведен комплекс контрольных и экспертно-аналитических мероприятий по проверке исполнения Федерального закона «О Федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2010 год.
В рамках этого контрольного мероприятия были проведены проверки в 8 министерствах и ведомствах (Минобороны России, Федеральной службе по оборонному заказу, Спецстрое России, Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству, Федеральном агентстве по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств, Минфине России, Минэкономразвития России, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (в части, относящейся к направлению национальной обороны).
Проверкой в Минобороны России выявлены финансовые нарушения на общую сумму 101000,8 млн руб., в том числе нарушения:
– бюджетной отчетности в размере 95,9 млрд руб.;
– методологии бюджетного учета на сумму 240,0 млн руб.;
– связанные с несоблюдением принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств при выполнении НИОКР на сумму 1,6 млрд руб.
Системными недостатками и нарушениями по-прежнему остаются неравномерное осуществление в течение финансового года кассовых расходов, так как основные расходы были произведены в четвертом квартале, в том числе в декабре 2010 года, а также нарушения, связанные с государственными закупками товаров, работ и услуг.
При размещении заданий гособоронзаказа основными нарушениями продолжают оставаться:
– необоснованный отказ в допуске к торгам всех участников, в том числе в связи с установлением в конкурсной документации требований, не предусмотренных законодательством;
– осуществление закупок товаров (услуг, работ) без проведения торгов;
– нарушение требований законодательства, связанных с процедурой проведения торгов и выявления победителя;
– недостаточный профессионализм специалистов, занятых организацией и проведением торгов и т.д.
В отчете СП приводится ряд характерных примеров нарушений норм Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Так, при проверке ФГУ «ОКС № 900 при Спецстрое России» был выявлен факт приобретения 2 квартир в г. Москве без проведения торгов. Также без проведения торгов ФГМУ «Медицинский центр при Спецстрое России» заключил договор на оказание услуг по обеспечению технического надзора реконструкции 4-го корпуса госпиталя. Общая сумма ущерба от указанных нарушений составила 26,8 млн руб.
Часть средств федерального бюджета в сумме 100,0 млн руб. израсходована на финансирование НИР, которые были выполнены не в полном объеме и без достижения требуемого результата. Таким путем был оплачен рабочий проект по реконструкции корпуса одного из предприятий и сама его реконструкция, после чего корпус был демонтирован.
Подобное расходование бюджетных средств, отмечается в отчете СП, противоречит положениям Программы Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной 30.06.2010 г. за № 1101-р, в части определения критериев эффективности и результативности использования бюджетных ассигнований, разработки расчетно-нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ) и содержание имущества.
Полковник Алексей Франчук
Свернуть статью
Куда уходят деньги? В какие адреса? (стр. 13-15)
Аннотация:
В начале года Счетная палата Российской Федерации (СП) представила на рассмотрение Федерального Собрания РФ отчет о своей работе в 2011 году. За это время аудиторы СП выявили нарушений в расходовании бюджетных средств почти в полтора раза больше, чем в 2010 году: 718,5 и 484 млрд рублей, соответственно.Читать всю статью