Организационное строительство Вооруженных сил России всегда было в центре внимания военных ученых и военачальников. Процесс реформирования ВС РФ, начатый еще в 1992 г., проходил в острых дискуссиях относительно оптимальных оргструктур видов и родов войск, Вооруженных сил в целом. Однако и сегодня накал борьбы мнений вокруг этой проблемы не уменьшился.
В ходе дискуссий некоторыми ведущими военными специалистами высказывалось мнение, что Вооруженные силы нашей страны должны состоять из четырех видов: традиционные Сухопутные войска (СВ), Военно-воздушные силы (ВВС) и Военно-морской флот (ВМФ), а также новый вид ВС – Войска воздушно-космической обороны (ВКО), предназначенные для отражения агрессии против России и ее союзников. На главные командования видов и родов целесообразно возложить полную ответственность за боевое применение подчиненных им войск, их состояние, развитие и обеспечение.
Другие эксперты, ссылаясь на личный, отечественный и зарубежный опыт, а также на решения Совета безопасности РФ, предлагали формировать оргструктуру ВС по сферам боевого применения Вооруженных сил: земная твердь – СВ, океан – ВМФ, небо и космос – ВВС. При этом систему воздушно-космической обороны предлагалось строить на платформе Главного командования ВВС.
В широком спектре несовпадающих мнений, который не ограничивается приведенными выше вариантами, прослеживается и ведомственная заинтересованность сторон, что делает весьма сложным обоснованный выбор. Возникает угроза субъективного принятия решения, что крайне опасно.
Между тем оргструктура вооруженных сил и организация войск в целом должны быть «проникнуты оперативно-стратегической целесообразностью», считаем необходимым рассмотреть данную проблему через призму военной науки. Ее фундаментальные законы не могут быть формализованы и описаны формулами. Это скорее логические конструкции, выстроенные теоретически принципы, являющиеся основой для целесообразной деятельности. В этом, по мнению Клаузевица, единственный смысл всякой теории.
С учетом особого геостратегического положения в своем военном строительстве Россия исходит из современной структуры ВС, которая включает в себя СВ, ВВС и ВМФ, а также отдельные рода войск.
Видовое построение определяется освоенными сферами боевого применения войск и сил (суша, море, воздушное, а в перспективе – воздушно-космическое пространство) и формируется на основании принципа единства ответственности за развитие сил и средств, предназначенных для ведения вооруженной борьбы в соответствующих сферах.
Рода войск – это составная часть ВС, например, РВСН, ВДВ и войска ВКО, или часть вида Вооруженных сил. Принцип их построения – идентичность основного вооружения, а также форм и способов их боевого применения.
Виды и рода войск ВС РФ возглавляются главнокомандующими (командующими), статус которых предопределяет централизацию управления войсками (силами) на основе принципа единоначалия. При этом до недавнего времени на главнокомандующих (командующих) видами и родами ВС РФ возлагались как оперативные, так и административные функции одновременно.
Однако с 2010 года на стратегическом уровне реализуется принцип разграничения прав и ответственности между органами военного управления на оперативные и административные функции (рис. 1).
Рисунок 1
Оперативное управление предполагает руководство действиями подчиненных войск (сил) в ходе подготовки и проведения различных операций, а также мероприятий их совместной оперативной подготовки. Для реализации оперативных функций были созданы органы оперативного управления – четыре объединенных стратегических командования (ОСК). В их непосредственное подчинение были переданы объединения, соединения и части СВ, ВВС и ВМФ, объединенные в межвидовые группировки войск (сил).
За главными командованиями видов ВС были закреплены преимущественно административные функции. Каждый Главком несет ответственность за строительство и развитие вида ВС, оснащение войск ВВСТ, организацию повседневной деятельности, обучение и снабжение войск в интересах выполнения задач по предназначению, а также за организацию их материально-технического и специальных видов обеспечения.
Как следует из представленной оргструктуры ВС РФ, процесс разграничения функций пока не завершен. Командующие родами войск еще сохраняют за собой как оперативные, так и административные функции по управлению войсками.
Кроме того, наличие в этой структуре ВВС и отдельного рода войск – войск ВКО, который некоторыми экспертами предлагается возвести в ранг вида Вооруженных сил, свидетельствует о нарушении принципа единства ответственности за развитие сил и средств, предназначенных для ведения вооруженной борьбы в воздушно-космической сфере. Это неизбежно влечет за собой дублирование задач, распыление ресурсов и размывание ответственности в сфере, важность которой никем не оспаривается. Подтверждение тому – непрекращающиеся дискуссии о месте, решаемых задачах и боевом составе этого рода войск.
Подобные примеры имели место в советской и в новейшей российской истории. В оргструктуре ВС СССР, как известно, были ВВС и войска ПВО страны, предназначенные для действий в одной сфере. Недостатки этой оргструктуры отмечались в материалах разбора практически всех стратегических и оперативных учений («Восток-81 и -84», «Гранит-83, -85 и -90», «Запад-84», Центр-87» и др.). На каждом из них обстреливалось до 20 – 30 процентов своих самолетов. Эти же недостатки, но с более печальными результатами, имели место и в локальных войнах. В свое время начальник Генерального штаба ВС СССР маршал Советского Союза Н. Огарков понимал, что причины кроются в недостатках оргструктуры ВС, которые сводили на нет даже самые правильные идеи организации взаимодействия между ВВС и войсками ПВО. Именно поэтому он стал инициатором объединения ВВС и войск ПВО, обоснованно полагая, что организационное объединение будет выступать решающим фактором, посредством которого будет происходить целенаправленное объединение действий войск (сил) ПВО и ВВС.
К сожалению, намеченные структурные преобразования саботировались некоторыми должностными лицами ВПК и главкомата ПВО исходя из узковедомственных интересов. Несмотря на субъективные мнения, решающее влияние на изменение структуры Вооруженных сил все же оказывали объективные факторы. Под их влиянием происходит постепенный перевес в пользу организационного объединения ВВС и ПВО, которое характерно для всех ведущих армий мира. Объединение было осуществлено в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 16 июля 1997 года №725 «О первоочередных мерах по реформированию ВС РФ и совершенствованию их структуры». Одновременно этим же документом вразрез с принципами организационного строительства объявлялось о создании «нового» вида ВС – Ракетных войск стратегического назначения с включением в их состав Военно-космических сил (ВКС) и войск ракетно-космической обороны (РКО). Однако он просуществовал недолго и через три с небольшим года был расформирован.
Естественно возникает вопрос: как избежать новых грубых ошибок и бессмысленных трат ресурсов, разработать рациональную структуру Вооруженных сил?
Общеизвестно, что в основе современной вооруженной борьбы лежит принцип «согласованного применения войск и сил различной видовой (родовой) принадлежности». В этом случае в наибольшей степени проявляются качества группировок войск (сил), свойственные боевым системам. Наиболее яркое проявление этих качеств применительно к вооруженным силам состоит в том, что их свойства не являются только суммой свойств составляющих ее элементов (видов и родов войск). Система есть нечто большее, она в целом обладает такими свойствами, которых нет ни у одного из ее составляющих. Иными словами, в современной вооруженной борьбе повышается ценность межвидовых группировок войск (сил), особенно если речь идет о стратегическом масштабе.
Действительно, с учетом современного характера вооруженной борьбы большинство зарубежных государств уже в мирное время создали межвидовые группировки войск (сил) и органы оперативного управления ими. При этом оперативные и административные функции, как правило, не совмещаются. Подобный принцип реализуется в организационном строительстве ВС США и государств НАТО. Следует подчеркнуть, что разделение оперативных и административных функций является еще и эффективным механизмом, позволяющим обеспечить единоначалие межвидовыми группировками войск (сил).
Логика этого типа оргструктуры вооруженных сил – это централизованно координируемая функциональная специализация на стратегическом уровне, которая имеет следующие преимущества:
– обеспечивает сближение структур стратегического звена управления мирного и военного времени;
– позволяет повысить эффективность и оперативность применения вооруженных сил в различных кризисах и военных конфликтах;
– стимулирует улучшение качества деятельности и реализацию творческого потенциала сотрудников органов управления;
– обеспечивает экономию ресурсов.
Таким образом, по признаку родства сферы применения все войска (силы) следует сводить в виды вооруженных сил (рода войск), наделенные административными функциями. По признаку целевого функционального назначения, порядку боевого применения и эффективного управления – в группировки войск (сил) различного назначения и масштаба под непосредственным управлением соответствующих органов оперативного управления (командований). Построение оргструктуры ВС РФ по родовидовому и функциональному принципам повлечет за собой углубление разделения функций управления на административные и оперативные, однако потребует увеличения количества управленческих структур и дополнительных затрат на начальном этапе.
Тем не менее, исходя из прогнозируемого характера вооруженной борьбы, в оргструктуре ВС РФ в дополнение к уже созданным командованиям – четырем ОСК и ВКО целесообразно создать ряд новых: стратегические наступательные силы (стратегические силы сдерживания), силы специальных операций, силы быстрого реагирования, киберкомандование и некоторые другие. Естественно, в непосредственном подчинении каждого из них должны быть соответствующие войска (силы).
Вариант предлагаемой оргструктуры ВС РФ представлен на рисунке 2. Он преимущественно базируется на логике оперативно-стратегической целесообразности, принципах организационного строительства и военного искусства. Его реализация требует дальнейшей системной проработки с привлечением научно-исследовательских организаций Министерства обороны, а также военных академий – РАРАН и АВН. Тем не менее, предлагаемая оргструктура позволяет преодолеть давнее противоречие между межвидовым характером применения войск (сил) и средств и их видовой подчиненностью. Это положение подтверждает опыт предыдущего включения ВКС и войск РКО в состав РВСН, что привело к появлению промежуточного звена управления – Главного командования вида, снизило оперативность принятия решений и доведения задач.
Рисунок 2
Целесообразность создания системы органов оперативного и административного управления стимулируется еще одним обстоятельством. Она исключает возможность переориентации родов войск на решение задач в интересах одного вида ВС в ущерб другим, что имело место в недалеком прошлом, позволит освободить Генеральный штаб Вооруженных сил РФ от несвойственных ему задач по повседневному руководству войсками, передав их органам административного управления. Кроме того, будут созданы реальные условия для перехода на трехвидовую структуру, целесообразность которой проверена практикой военного строительства ведущих в военном отношении государств и большинством отечественных экспертов не оспаривается. Рассмотрим некоторые из них.
Первое условие – включение РВСН и войск ВКО в состав Военно-воздушных сил (в перспективе Воздушно-космических войск) родами войск. При этом в состав его главкомата следует включить только часть отделов и служб командования Ракетных войск стратегического назначения и Войск воздушно-космической обороны, реализующих административные функции. Тем самым будут созданы условия для согласованного строительства и развития войск (сил) и боевых систем, предназначенных для действий в воздушно-космической сфере, а также организации и осуществления специальных видов обеспечения.
Остальные отделы и службы указанных родов войск вместе с оперсоставом необходимо ввести в состав оперативных командований: стратегическими наступательными силами и воздушно-космической обороны.
Второе условие – включение ВДВ в состав СВ в качестве рода войск. При этом Главкомату СВ целесообразно отдать только часть отделов и служб, реализующих административные функции на правах отделов и служб ВДВ. Незадействованные отделы, службы и оперсостав, реализующие оперативные функции, могли бы составить основу командования силами быстрого реагирования.
Изложенные идеи и предложения затрагивают отдельные ведомства и весьма болезненны для них. Именно поэтому некоторые эксперты, соглашаясь в целом с предлагаемой интеграцией, считают несущественным «кто кому должен быть подчинен или переподчинен…». Широко распространены предложения оставить пока все как есть, поскольку интеграция в конечном счете неизбежна. Трудно с этим согласиться, так как согласно закону Мэрфи «предоставленные сами себе события имеют тенденцию развиваться от плохого к худшему», а «отсрочка – самая надежная форма отказа».
Будем реалистами – не определившись с перспективной организационной структурой Вооруженных сил в целом, мы будем сводить на нет даже самые правильные идеи и предложения во всех других областях военного строительства и военно-технического оснащения войск и сил.
Об авторах:
Лапунов Петр Максимович,
полковник, член-корреспондент
Академии военных наук, кандидат военных наук,
старший научный сотрудник;
Останков Владимир Иванович,
генерал-лейтенант, действительный член Академии
военных наук, доктор военных наук, профессор
Военная академия Генштаба ВС РФ
Свернуть статью
Принципы построения организационной структуры ВС РФ (стр. 20-22)
Аннотация:
Третье десятилетие не смолкают дискуссии о том, каким должен быть облик Вооруженных сил РФ. Ведущие специалисты высказывают мнение, что они должны состоять из четырех видов: традиционные Сухопутные войска, Военно-воздушные силы, Военно-морской Флот, а также новый вид ВС – Войска воздушно-космической обороны. Авторы статьи предлагают к уже созданным четырем Объединенным стратегическим командованиям и Командованию ВКО (ПВО-ПРО, космическое) добавить ряд новых: командования стратегическими наступательными силами (стратегическими силами сдерживания),силами специальных операций, силами быстрого реагирования, киберкомандование и некоторые другие.Читать всю статью