Засматриваясь боевиками, невольно делаешь такой вывод. Да и как можно забыть неподражаемого «проходимца» Челентано из итальянского «Блефа» или «медвежатника» Квинто из польской ретро-комедии «Ва-банк». Взломом сейфов занялась и «золотая леди эротизма» Ким Бейсингер. В американской ленте «Настоящая Маккой» ее героиня, отсидев срок за ограбление банка, под давлением бандитов вынуждена вновь взяться за старое ремесло: она действует не ломом, а интеллектом — вторгается в компьютерные сети, отключает новейшие системы сигнализации. А в картине «Побег» Ким Бейсингер уступает лавры «спеца» по открыванию сейфов своему мужу Алеку Болдуину.
Убийства, ограбления, погони «в крови» кинематографа с ранних лет. А точнее с 1903 года, когда в американском фильме «Большое ограбление поезда» впервые на экране появился револьвер. Русский кинематограф также не обошел вниманием криминальный жанр, будоража зрителей такими фильмами, как «Сонька — Золотая ручка», «Темная Москва», «Скальпированный труп» или «Страшная месть горбуна К».
Однако настоящим взлетом гангстерского кино были отмечены 30-е годы. Знаменитые герои преступного мира — Джесси Джеймс, Аль Капоне, Джон Диллинджер — становились и героями нашумевших боевиков. Шла явная идеализация и романтизация их «славных дел». Так, Джесси Джеймс вместе со своей бандой в середине прошлого века ограбил 11 банков, убил 16 человек, присвоил 200 тысяч долларов. А в фильме он вовсе не бандит и налетчик, а эдакий американский Робин Гуд, к тому же скромняга. Иным видится герой фильма «Лицо со шрамом» (1932 г.), прообразом которого стал Аль Капоне. Король чикагских гангстеров в исполнении Пола Муни готов досыта «накормить свинцом» каждого, кто встанет у него на пути. В этом фильме было 28 убийств, и впервые появился на экране автомат. И это в Чикаго тех лет, где каждый час происходило 4 убийства и каждый день — 30 столкновений между бандами. По требованию цензуры некоторые сцены фильма были вырезаны. Однако фильмы об Аль Капоне снимают до сих пор.
Жива в Америке и легенда о похождениях знаменитых гангстеров Бонни Паркер и Клайда Берроу, прославившихся шумными ограблениями провинциальных банков. В 1967 г. она вдохновила режиссера А. Пенна на создание одного из лучших фильмов «ретро-волны» «Бонни и Клайд». Он вылился в романтическую сагу о благородных разбойниках эпохи «великой депрессии», которая оказалась созвучной молодежному движению в Америке конца 1960-х годов. Поклонники фильма начали щеголять в нарядах 30-х годов и даже прикрепляли на ветровые стекла машин поддельные пулевые отверстия. Но была и другая оценка ленты. Режиссер Р. Олтмен в 1974 г. поставил фильм «Воры, как мы», в котором, разрушив блистательный образ сказочной Америки прошлого, показал подлинных Бонни и Клайда без прикрас. А в жизни реальность оказалась суровой и беспощадной.
Многие социологи считают, что кино- и теленасилие негативно воздействует на зрительскую аудиторию. По данным одного из американских исследований, 63 % осужденных заявили, что нарушили закон, подражая телевизионным персонажам, а еще 22 % признались, что благодаря телевидению научились самой «технике» преступлений.
В 1962 г. в Англии вышла детективная комедия «Господа взломщики считают своей честью...», в которой рассказывалось, как некий отставной полковник с группой бывших сослуживцев совершил дерзкое ограбление банка. Оно прошло безо всяких помех, и даже с юмором, что дало возможность лондонской «Таймс» отметить, что в такого рода «крими» есть свое остроумие и очарование. Однако через год уже другой отставной майор ВВС, Брюс Рейнольдс, и уже не на экране, а в жизни по той же схеме взломал сейфы почтового экспресса Глазго — Лондон и похитил 2,5 млн фунтов стерлингов. Но этим дело не кончилось. В 1967 г. продюсер и актер С. Бейкер снял фильм, где в точности воспроизвел детали известного преступления.
В некоторых французских фильмах также подробно воссоздается механизм ограбления. Зрители видят, как проводится киносъемка объекта, хронометрируется появление служащих и охраны и т. д. И вот финал фильма «Потасовка среди мужчин»: виртуозное «колдовство» над сейфом, длившееся на экране почти 20 минут. Сцена оказалась столь завораживающей, что цензура ряда стран запретила фильм, найдя этот эпизод слишком «инструктажным». В картине «Красный круг» показан тщательный подбор участников операции по ограблению ювелирного магазина. Особенно интересны были поиски стрелка (эту роль сыграл Ив Монтан), его тренировки, отливка пули из особого сплава, способной разбить механизм сложного замка. Как правило, операции заканчивались успешно. Герои попадались на другом: дележе добычи, сбыте награбленного и т. п.
«Я попыталась ничего не бояться, и мне не страшно». Так заявила недавно звезда французского кино Катрин Денев, переступив порог тюрьмы Мюре, что под Тулузой. Актриса пришла в гости к уголовникам для бесед о киноискусстве, которые регулярно устраиваются тулузской синематекой. Во время просмотра детектива «Место преступления» зрители дружно посмеялись над словами одного из героев фильма, заметившего, что он сбежал из... Мюре. Улыбку зеков вызвала и сцена ограбления банка, которую они оценили «профессионально»: «В жизни все совсем не так». Встреча закончилась раздачей автографов и поцелуями с растроганными уголовниками. Слова благодарности произнес некий Паскаль Курти, отбывающий 15-летний срок за налет на банк и уже успевший снять документальный фильм о своей тюрьме.
В последние годы криминальный жанр «расцвел» и на российском экране. Однако психологически острых, социальных картин не так уж много. Возможно, таким фильмом станет «Мама», сюжет которого навеян историей известной семьи Овечкиных, пытавшихся угнать самолет. В целом же ставка на развлекательность приводит к созданию эксцентрических («Игра на миллионы») или авантюрных («Налетъ») комедий.
Детективы обычно привлекают известных актеров. На счету популярнейшего Армена Джигарханяна сегодня уже 172 фильма. В последние годы он питает явную «слабость» к лицам с криминальным прошлым — главари банд, наемные убийцы, всевозможные воры в законе появлялись на экране не без его участия. Однако теперь, похоже, он решил поменять свое амплуа. В новом 26-серийном телефильме «Короли российского сыска» А. Джигарханян сыграл главную роль знаменитого русского сыщика Аркадия Кошко. Это был человек удивительной судьбы. Начав работу простым сыщиком, он дослужился до начальника Имперского сыска и довел раскрываемость преступлений до 94 %! После революции возглавлял сыскные отделы в войсках Деникина и Врангеля. Бежал из Одессы в Константинополь, где попытался открыть свое частное сыскное бюро. А вскоре А. Кошко предложили возглавить отдел в самом Скотланд-Ярде. И сегодня в органах МВД это фигура легендарная.
Алексей МУРАВЬЕВ
Свернуть статью
Как грабили банки в кино (стр. 62-63)
Аннотация:
Засматриваясь боевиками, невольно делаешь такой вывод. Да и как можно забыть неподражаемого «проходимца» Челентано из итальянского «Блефа» или «медвежатника» Квинто из польской ретро-комедии «Ва-банк». Взломом сейфов занялась и «золотая леди эротизма» Ким Бейсингер. В американской ленте «Настоящая Маккой» ее героиня, отсидев срок за ограбление банка, под давлением бандитов вынуждена вновь взяться за старое ремесло: она действует не ломом, а интеллектом — вторгается в компьютерные сети, отключает новейшие системы сигнализации. А в картине «Побег» Ким Бейсингер уступает лавры «спеца» по открыванию сейфов своему мужу Алеку Болдуину.Читать всю статью