В конце марта в Государственной Думе состоялись парламентские слушания по теме «Утечка капитала как угроза безопасности России». Председатель думского комитета по безопасности Александр Гуров определил цель слушаний следующим образом: выяснение причин и условий, способствующих нелегальному оттоку капиталов из Российской Федерации, и выработка соответствующих рекомендаций для федеральных органов законодательной и исполнительной власти по решению проблем обеспечения интересов национальной безопасности в связи с бегством капитала за рубеж и репатриацией вывезенных из России незаконным способом валютных средств.Среди участников слушаний были депутаты Государственной Думы, представители Администрации Президента, Совета Безопасности и Правительства Российской Федерации, министерств и ведомств, Центрального банка, прокуратуры, специализированных научных организаций, а также представители бизнес-сообщества.
Особое внимание участников парламентских слушаний привлекло выступление заместителя председателя Центробанка РФ Виктора Николаевича Мельникова.
Заместитель председателя Центробанка России Виктор Мельников обратил внимание на то, что обсуждаемая проблема является комплексной. Получилось так, что утечка капиталов чаще всего рассматривается как самостоятельный фактор экономической и политической жизни, без осмысления того, что порождает ее и откуда берутся ресурсы, которые собственно и являются предметом вывоза. Эта проблема должна рассматриваться сразу по трем блокам вопросов.
Первый блок — это доступ к валютоемким активам и к рублевой наличности. В результате приватизации получили, как сейчас говорят, безответственного собственника. Но вся его безответственность часто и заключается в том, чтобы свои активы перевести в валютную форму и вывезти за рубеж.
Говоря о доступе к наличным средствам, В. Мельников отметил, что физическое лицо — как резидент, так и нерезидент — имеет возможность по российскому законодательству обналичить и перевести в валюту или «при себе» вывезти за границу фактически любое количество денежных знаков. На Западе, если бы в банк пришел человек, тем более нерезидент, из стран СНГ, с мешком своей национальной валюты и стал зачислять на свой счет или обменивать ее на другую национальную валюту, это не прошло бы незаметно для спецслужб и вообще для правоохранительных органов. К сожалению, для России нормальная практика, когда физические лица одномоментно обменивают до нескольких сотен тысяч долларов — как резиденты, так и нерезиденты. Притом нерезиденты — это, конечно, граждане стран СНГ.
Второй большой блок вопросов — это мотивация и причины утечки капитала. Есть наряду с криминальным и простой, особенно мелкий и средний бизнес, который, находясь под прессом налоговым, чиновничьим, криминальным и так далее, не имеет иного пути продолжать дела, как вывезти какую-то часть денег за рубеж, организовать там фирму и уже как нерезидент вести свой бизнес здесь, хотя бы чтобы он был защищен еще и судебной системой той страны, где он зарегистрировался. Как полагает В. Мельников, если усилия государства будут направлены на снижение этой мотивации по вывозу капитала, то, безусловно, наступит облегчение и для органов финансового и валютного контроля.
И третий блок — это нормативная база, механизм организации противодействия утечке капитала. Сейчас в России фактически только третий блок — валютное регулирование и валютный контроль — противодействует этому напору: деньги плюс мотивация.
В. Мельников уделил особое внимание данному аспекту, поскольку он входит в сферу его деятельности по организации противодействия механизмам утечки капитала. Он не согласился с прозвучавшей на слушаниях оценкой того, что в 1992 — 1993 годах до 50 процентов валютной выручки оставалось за рубежом.
Несмотря на то что в России в несколько раз вырос экспорт, сейчас в результате всех усилий, которые вместе с таможней предпринял Центробанк, за 2000 год невозврат валютной выручки от экспорта составил около 3 процентов. 50 и 3 процента — разница существенная, отметил В. Мельников.
Одним из каналов утечки капиталов является использование авансовых платежей по фиктивному контракту, по импорту товаров. Всплеск был очень большой в первом квартале 1999 года, когда в месяц по фиктивным контрактам с помощью авансов выводили порядка 1,7 миллиарда долларов в месяц. Иными словами, нищая после кризиса Россия кредитовала свой импорт перед всеми странами. В результате принятых мер удалось снизить этот показатель примерно до 400 — 500 миллионов. Самое важное, что Россия вышла на нормальные международные стандарты сочетания авансовых платежей и импорта.
— Однако сейчас мы, — подчеркнул В. Мельников, — вышли на нормальный, порядка 20 процентов, авансовый платеж по отношению ко всему импорту. Это общепринятый процент в международной практике.
Отток капитала с использованием якобы фиктивных услуг интеллектуальной деятельности в результате принятых мер удалось сократить в три-четыре раза. Если в декабре 1999 года уход этих средств составлял до 800 миллионов долларов в месяц, то сейчас, даже с учетом того, что россияне стали в минувшем году больше ездить в туристические поездки, этот показатель сократился примерно в три раза, в среднем до 160 миллионов в месяц.
— Таким образом, — констатировал В. Мельников, — когда есть хорошая нормативная база и когда все — исполнительная власть, законодатель и Центральный банк — действуют сообща, то результаты на лицо. Желаемого можно добиваться, не обязательно все время закручивая гайки, как некоторые думают. Центральный банк за последние годы снял с разрешительного порядка и перевел в учетно-уведомительный порядок две трети операций, которые раньше по закону нужно было делать только в разрешительном порядке. Если раньше в России 35 видов операций нуждались в обязательном разрешении со стороны Центрального банка, то сейчас их осталось только 13. И Центробанк намерен двигаться по этому направлению и дальше.
Во многих странах установлен надежный финансовый и валютный контроль. Например, только в Италии в 1999 году поступило на центральный компьютер Центрального банка 400 миллионов сообщений о всех сделках свыше 12 тысяч долларов. 400 миллионов, то есть более миллиона сообщений в день. На Западе во всех странах имеется и предварительный контроль.
В. Мельников сообщил участникам парламентских слушаний, что закон о контроле за отмыванием средств, полученных нелегальным путем, в России во всех промышленно развитых странах уже имеется. При определенных подозрениях банк имеет право на несколько дней задержать прохождение сделки и за это время проконсультироваться с правоохранительными органами. Ничего здесь страшного нет, и каждый гражданин знает, что если он осуществляет сделку с такими признаками, то существует риск того, что сделка будет задержана.
В. Мельников предложил в решении слушаний обязательно отразить комплексный характер предупредительных мер и необходимость работы по предотвращению утечки капитала. Необходимо работать по доступу к активам и возможности их конвертации в валюту и вывозу за рубеж.
Следует принять предлагаемые законы об отмывании и о валютном регулировании, обратив должное внимание на закон о регистрации, а также на закон о введении лицензирования внешней экономической деятельности, в отношении которого ЦБ РФ вносил предложения еще Правительству во главе с Е. Примаковым. Только в Москве регистрационная палата зафиксировала 840 тысяч хозяйствующих субъектов, которые имеют право работы на внешнем рынке*. В этой связи В. Мельников сослался на опыт Италии, где порядок выхода на внешний рынок фирм был обусловлен надлежащей работой в течение трех лет на внутреннем рынке.
В заключение своего выступления В. Мельников отметил, что порядок в рассматриваемой сфере может быть наведен при комплексной работе, в том числе при плавном переводе валютного контроля в ту систему государственного финансового контроля, концепция которой сейчас разрабатывается.
*А. Гуров отметил, что МВД России только за два года выявило 500 тысяч фирм-однодневок, проводивших операции на внешнем рынке.
Александр Федорович
НАША СПРАВКА.
Попытки организовать противодействие утечке капиталов за границу и легализации (отмыванию) незаконных доходов на государственном уровне начались в России только после энергичных выступлений международного сообщества. В 1999 году Госдума приняла закон о борьбе с отмыванием преступных денег, однако президент Ельцин наложил на него вето, и этот вопрос был отложен до июля 2000 года, когда В. Путин, вернувшись с саммита «восьмерки» на Окинаве, распорядился незамедлительно начать разработку нового варианта указанного закона.
Новый законопроект был передан на рассмотрение Госдумы только в конце апреля этого года.
В сфере соответствующих международных соглашений дела обстоят так же. Страсбургскую конвенцию по борьбе с отмыванием денег Россия подписала в мае 1999 года, но только спустя год и два месяца Правительство РФ одобрило этот документ и рекомендовало президенту представить его на ратификацию. Соответствующий пакет документов был направлен в Госдуму в феврале этого года и ратифицирован Госдумой 25 апреля.
Между тем влиятельная международная организация ФАТФ в июне 2000 года обнародовала черный список 15 стран, поощряющих отмывание преступно нажитых капиталов, в который вошла и Россия. В начале этого года ФАТФ смягчила свои оценки в отношении 8 стран, исключив их из черного списка. Россия в нем до сих пор остается, и, видимо, это побудило правительство внести закон о борьбе с легализацией в число первоочередных законопроектов. Можно полагать, что на момент выхода данного номера закон уже будет принят.
Свернуть статью
Рыба ищет где глубже, капиталы – где лучше (стр. 4-5)
Аннотация:
В конце марта в Государственной Думе состоялись парламентские слушания по теме «Утечка капитала как угроза безопасности России». Председатель думского комитета по безопасности Александр Гуров определил цель слушаний следующим образом: выяснение причин и условий, способствующих нелегальному оттоку капиталов из Российской Федерации, и выработка соответствующих рекомендаций для федеральных органов законодательной и исполнительной власти по решению проблем обеспечения интересов национальной безопасности в связи с бегством капитала за рубеж и репатриацией вывезенных из России незаконным способом валютных средств.Среди участников слушаний были депутаты Государственной Думы, представители Администрации Президента, Совета Безопасности и Правительства Российской Федерации, министерств и ведомств, Центрального банка, прокуратуры, специализированных научных организаций, а также представители бизнес-сообщества.Особое внимание участников парламентских слушаний привлекло выступление заместителя председателя Центробанка РФ Виктора Николаевича Мельникова.
Читать всю статью