Советская крылатая ракета на службе ракетных войск и артиллерии

Аннотация:

Крылатые ракеты (КР) впервые применила Германия против Англии в конце Второй мировой войны. После ее окончания эти наработки отошли к США в качестве трофеев, туда же переманили и конструкторов. В начале 50-х годов США разместили свои крылатые ракеты «Matador» в Европе и на Дальнем Востоке. В СССР же приступили к разработке КР в 1944 году сразу в нескольких конструкторских бюро: Специальном бюро (СБ)№1, в ОКБ А.И.Микояна, в ОКБ №51 В.Н.Челомея. На конкурсе победили разработки ОКБ Микояна ­­- их называли самолеты-снаряды наземного и авиационного базирования, однако ни один из образцов не прошел войсковых испытаний. Только в 1957 году первая КР с наземным оборудованием для пусков, разработанная в ОКБ-155 и по существу являвшаяся уменьшенной копией самолета МИГ-15, была принята на вооружение и ею вооружили 7 полков. Между тем, разработанной Челомеем противокорабельной КР со складывающимся крылом заинтересовались в ВМФ. В итоге к концу 50-х годов противокорабельная ракета П-5 был принята на вооружение. Между тем, американцы тоже не сидели сложа руки и модернизировали свою ракету так, что она могла наносить ядерные удары по оперативным и стратегическим объектам на расстоянии 1300 км. Нашим ответом стало создание комплекса 2К-17 с ракетой С-5, мощность ядерной боевой части которой составляла 650 кт при дальности полета 500 км. В 1962 г. на базе этих комплексов были сформировано 5 отдельных ракетных дивизионов. Низкие высоты (200-800 м), на которых летали ракеты, вызывали трудности при организации пусков. В итоге было решено создавать специальные ракетные полки двухдивизионного состава. В дальнейшем комплекс 2К-17 серьезно модернизировали, значительно улучшив все показатели, ракета смогла лавировать, огибать препятствия, расширился диапазон высот, а время развертывания комплекса существенно уменьшилось. Однако в середине 60-х после разработки новой ракеты Р-17М для комплекса 9К72 «Эльбрус» продвигать дальше комплекс 2К-17 сочли нецелесообразным, хотя он и простоял на дежурстве вплоть до середины 70-х.

Автор: Мильбах Владимир Спартакович
Постников Александр Геннадьевич



Читайте в следующем номере

Колонка редакции

Необычайные приключения русского дизеля

На протяжении последнего года были выявлены факты неблагополучия в судовом дизелестроении, а также в сфере ремонта и эксплуатации дизельных установок, используемых в военной организации государства. Острота и актуальность этой проблематики, связанной с боеготовностью кораблей ВМФ и ФСБ России, безопасностью предприятий атомной энергетики, а также с поддержанием мобилизационной готовности объектов гражданской обороны, побудила газету «ВПК» совместно с журналом «Защита и безопасность» провести журналистское расследование применительно к продукции одного из ведущих советских производителей дизельной техники — ПО «Русский дизель».
 

Читать далее...

Пушкой по воробьям

Войскам ПВО  все труднее справляться с многообразными  средствами воздушного нападения, которые становятся быстрее, выше, точнее,, незаметнее, эффективнее и малоразмернее. При нападении они будут наносить массированные, внезапные, согласованные по целям, месту и времени удары. Так как же должна измениться войсковая ПВО, как взаимодействовать с другими родами войск, чттобы минимизировать потери от атак с воздуха?
Читать далее...

Будущее – одно на всех

Подростковый экстремизм уже стал проблемой, угрожающей безопасности России. Школы, колледжи, ПТУ в социологическом плане давно превратились в белое пятно: у нас напрочь отсутствует какой бы то ни было мониторинг отношений между подростками
Читать далее...

Побеждать не числом, а умением

На ХХII Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы защиты и безопасности» будут рассмотрены ключевые направления и конкретные механизмы противостояния основным угрозам в отношении России. Президент РАРАН Василий Буренок о геополитической ситуации в мире и задачах России по обеспечению национальной безопасности
 

Читать далее...