Утвержденная в августе 2010 года Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте демонстрирует, пожалуй, первый в истории российского государства комплексный подход к защите граждан, находящихся на объектах транспорта. В ходе достижения целей и решения задач, определенных этим документом, задействованы силы и средства различных федеральных министерств (ведомств), организаций и учреждений, в том числе научных и проектно-конструкторских. Главное управление на транспорте МВД России (в дальнейшем – ГУТ) в рамках возложенных на него обязанностей и правополномочий принимает самое непосредственное участие в соответствующей работе, реализуя большой комплекс нормативно-правовых и служебно-оперативных мероприятий. Замечу, что начало этой работы совпало с глубоким реформированием системы МВД РФ, всех подразделений и служб министерства. Перед органами внутренних дел на транспорте (в дальнейшем – ОВДТ) были поставлены сложные задачи, вызванные необходимостью обеспечения транспортной безопасности в условиях сохраняющихся террористических угроз. Это, в первую очередь, организация досмотра на всех видах транспорта, а также ускоренное развитие кинологических, экспертно-криминалистических, оперативно-сыскных подразделений транспортной полиции, укрепление патрульно-постовой службы.
Уже достигнуты первые результаты, связанные с оснащением ОВДТ досмотровым оборудованием и спецтехникой, используемыми для обеспечения общественной безопасности, антитеррористической устойчивости объектов транспорта, пресечения незаконного оборота наркотиков и оружия. Принимаются необходимые меры для опережающей подготовки квалифицированных кадров, внедряются новые методы и технические средства ведения оперативной и оперативно-розыскной деятельности.
В результате этих мер в 2011 году нам удалось снизить уровень преступности и усилить контроль над оперативной обстановкой на объектах транспортного комплекса. Так, количество преступлений, совершенных на железнодорожном, воздушном и водном транспорте, за январь-ноябрь минувшего года снизилось на 6,4% (51,4 тыс. преступлений), а относящихся к категории тяжких и особо тяжких – на 7,1%.
Согласно целям и задачам реформы МВД РФ оценку эффективности деятельности полиции теперь будет давать общество. Применительно к работе ГУТ и ОВДТ это значит, что будет учитываться мнение граждан России. Именно они будут решать, достаточны ли усилия транспортной полиции и взаимодействующих служб для обеспечения безопасности на транспорте. Как это будет происходить, какие механизмы будут использоваться для ответа на подобные вопросы? Приведу пример практической работы в этом направлении.
В декабре 2011 года ВЦИОМ представил итоги всероссийского исследования общественного мнения по вопросам информированности граждан при возникновении актов незаконного вмешательства в работу транспорта, а также удовлетворительности систем защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, информирования и оповещения населения на транспорте. Это исследование было проведено в рамках упомянутой Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте.
Результаты социологического исследования показали, где уже есть сдвиги к лучшему, а где еще требуется наращивать усилия. В частности можно сделать вывод, что целевые показатели за 2011 год, заложенные в Комплексную программу, можно считать достигнутыми. Так, в целом по стране 43% граждан удовлетворено мерами, принимаемыми органами исполнительной власти для обеспечения безопасности на транспорте. Программный целевой показатель (было заложено 40%) не намного, но превышен. Замечу, что в ряде городов граждане оценивают меры обеспечения безопасности на транспорте выше, чем в среднем по России. Так в Сочи 71% населения удовлетворен работой правоохранительных органов на транспорте, в Воронеже, Краснодаре, Калининграде – по 63%.
Ниже среднего уровня оценка в Махачкале (26%), Нальчике (28%), Екатеринбурге (33%), Волгограде (35%) и некоторых других городах. Там еще требуется наращивать усилия.
Средний уровень информированности населения о действиях в случае возникновения угрозы незаконного вмешательства в работу транспорта составил 41% (целевой показатель – 30%). Иными словами, значительная часть граждан знает, как себя вести в случае террористического акта на объектах транспортной инфраструктуры. Степень информированности о действиях в случае чрезвычайной ситуации в среднем по России составила 32% и незначительно отстает от запланированного уровня (34%).
Вместе с тем оказалось, что система информационной связи «пассажир – транспортная полиция» требует ускоренного совершенствования. Налицо готовность граждан при возможности обратиться по различным вопросам безопасности к специализированным сервисам: в различных городах утвердительно ответили, что готовы отправить бесплатное СМС-сообщение на номер транспортной полиции от 63 до 91% опрошенных; воспользоваться «горячей линией» – от 64 до 92%, интернет-порталом готовы воспользоваться от 41 до 75% опрошенных.
Хотя приведенные выше показатели следует считать приблизительными, они вызывают определенное беспокойство, связанное с пассивностью наших сограждан. Так, от 45 до 86% людей в разных городах в случае обнаружения подозрительных предметов не обращаются ни в полицию, ни к работникам транспорта. А если обнаружатся подозрительные лица в транспорте, то, например, в Екатеринбурге никто (!) не сообщит об этом компетентным органам, в Нижнем Новгороде отвлекутся от своих дел и проинформируют ОВДТ только 4% людей, в Ставрополе – 9%.
Транспортная полиция готова принимать информацию от пассажиров, адекватно и безотлагательно реагировать. Отмечу, что на постоянной основе ведется работа, направленная на информирование пассажиров о возможности обратиться в дежурную часть, о наличии телефонов доверия, кнопок экстренной связи «пассажир–полиция» и т.п. Начато внедрение Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения (ОКСИОН) на железнодорожных вокзалах и поездах.
В этой ситуации ГУТ МВД России и региональные управления на транспорте систематически проводят акции, призванные наладить диалог с пассажирами.
Например, ГУТ организовало и провело в июле-августе 2011 года социально-профилактическую акцию «Час пассажира», направленную на информирование граждан о принимаемых мерах по обеспечению транспортной безопасности, демонстрацию открытости и готовности к диалогу с гражданами, привлечение их к сотрудничеству с правоохранительными органами. В общении с пассажирами и журналистами участвовали начальник главка генерал-лейтенант полиции Д.В. Шаробаров, руководители УТ МВД России по федеральным округам и ЛУ МВД России на транспорте. Акция была проведена во всех регионах страны.
В ходе акции граждане смогли задать вопросы, внести предложения по улучшению охраны общественного порядка и общественной безопасности на объектах транспорта. Пассажирам раздавались памятки о том, как вести себя на объектах транспорта, в них же указывались телефоны оперативных служб ОВДТ.
Замечу, что возможность обратиться к транспортной полиции существовала всегда, в настоящее время она все более упрощается. Однако пассивное отношение людей к безопасности окружающих (по принципу «меня не касается») пока не преодолено*.
По-моему, переломить такую ситуацию могут средства массовой информации, которые воздействуют на умы и настроения людей. Хочу привести пример такого воздействия. В 2011 году в сводках ГУТ МВД России за сутки проходило по нескольку сообщений об ослеплении лазером пилотов. Всем понятно, какие опасные последствия могут повлечь такие действия. Много сил и средств вынуждена тратить полиция на отработку сообщений. А ведь такое массовое «лазерное хулиганство» было спровоцировано прессой, начавшей активно комментировать происшествия.
Анализ международного опыта обеспечения безопасности показывает, что во многом проблемы возникают из-за недостаточного информационного взаимодействия с населением. Привычки и негативные настроения людей, которые перешли в наше общество из 90-х годов, их «отстраненность» от власти и правоохранительных органов показывают, что влиять на умонастроения граждан необходимо серьезно и на государственном уровне.
В качестве поучительного примера можно привести Израиль, где много лет целенаправленно пропагандировалось сотрудничество граждан с правоохранительными органами. Благодаря этому удалось построить систему безопасности на транспорте, которая в настоящее время считается одной из самых эффективных в мире.
В рамках Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте на формирование индивидуального и общественного сознания, активной жизненной позиции и повышение грамотности населения в области обеспечения безопасности населения выделены немалые бюджетные средства. Необходимо находить методы и способы их наиболее эффективного расходования, например, путем привлечения СМИ или организации пропаганды, направленной на повышение личной ответственности каждого гражданина за свою и общественную безопасность.
Мы должны усвоить простую истину: при всех усилиях правоохранительных органов без активного содействия граждан не может быть выстроена эффективная и всеобъемлющая система безопасности населения на транспорте.
*Сказанное касается не только ситуации на объектах транспорта, но и всех других служб полиции. Преодолеть пассивность и недоверие граждан к правоохранительным органам и является главной целью реформы МВД России. – Прим. ред.
Об авторе:
Бревнов Александр Васильевич,
полковник полиции
Главное управление на транспорте МВД России
Свернуть статью
Что думает население о своей безопасности? (стр. 18-19)
Аннотация:
Утвержденная в августе 2010 года Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте демонстрирует, пожалуй, первый в истории российского государства комплексный подход к защите граждан, находящихся на объектах транспорта. В ходе достижения целей и решения задач, определенных этим документом, задействованы силы и средства различных федеральных министерств (ведомств), организаций и учреждений, в том числе научных и проектно-конструкторских. Главное управление на транспорте МВД России (в дальнейшем – ГУТ) в рамках возложенных на него обязанностей и правополномочий принимает самое непосредственное участие в соответствующей работе, реализуя большой комплекс нормативно-правовых и служебно-оперативных мероприятий. Замечу, что начало этой работы совпало с глубоким реформированием системы МВД РФ, всех подразделений и служб министерства. Перед органами внутренних дел на транспорте (в дальнейшем – ОВДТ) были поставлены сложные задачи, вызванные необходимостью обеспечения транспортной безопасности в условиях сохраняющихся террористических угроз. Это, в первую очередь, организация досмотра на всех видах транспорта, а также ускоренное развитие кинологических, экспертно-криминалистических, оперативно-сыскных подразделений транспортной полиции, укрепление патрульно-постовой службы.Читать всю статью